Влияние теории переноса общеразвивающих упражнений на развитие познавательной активности бакалавров

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ А.Я. Найн
Кандидат педагогических наук Е.С. Борисенкова
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Логинов
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Изучено влияние теории переноса как социального явления, лежащего в основе формирования и приобретения жизненно важных двигательных умений, навыков и специальных знаний. Это прежде всего означает развитие познавательной активности спортивной молодежи. Показаны возможности реализации переноса как в сложных по содержанию спортивных действиях, так и в процессе общеразвивающих упражнений достаточно простого содержания. Приведен пример механизма переноса двигательных навыков, основанный на опыте научной школы И.М. Сеченова и И.П. Павлова, где переносимые навыки закрепляются как комплексная система временных связей. Доказано, что от выбора комплекса общеразвивающих упражнений, активизирующих познавательную активность обучающихся и условий обучения, зависит уровень качественной подготовленности выпускников. Показана взаимосвязь изменений познавательной активности после занятий общеразвивающими упражнениями и оценкой студентами личности преподавателя.

Ключевые слова: оценка, теория переноса, общеразвивающие упражнения, физическая культура, познавательная активность, бакалавры.

Литература

  1. Вейднер Л.А. Перенос физических и двигательных навыков – теоретическая основа использования средств физической подготовки обучающихся / Л.А. Вейднер // Науч. труды Воен. ин-та физ. культуры и спорта. – Л.: ВИФК, 1979. – С. 14-19.
  2. Гелерьштейн С.Г. Проблемы переноса упражнения / С.Г. Гелерьштейн // Бюлл. Всесоюзн. ин-та экспер. мед. – 1983.– № 6. – С. 14-19.
  3. Джамгаров Т.Т. Опыт объективной оценки волевых качеств кандидатов в курсанты ВВАУЛ: тез. докл. науч. конф. по итогам НИР Военного факультета физической культуры и спорта /Т.Т. Джамгаров, Ю.К. Демьяненко. – СПб.: ВИФК, 2002. – С. 61-68.
  4. Зациорский В.М.Исследование переноса тренированности в циклических локомоциях / В.М. Зациорский// Бюлл. Всесоюзн. ин-та экспер. мед. – 1986.– № 3. – С. 71-79.
  5. Кабанова-Меллер Е.Н. Роль обобщения в переносе / Е.Н. Кабанова-Меллер // Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – С. 70-76.
  6. Карцев Р.Д. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям / Р.Д. Карцев. – М.: Московский рабочий, 2007. – 108 с.
  7. Лисина М.М. Некоторые проблемы переноса в работах зарубежных авторов / М.М. Лисина // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 143-147.
  8. Педагогическая наука и образование: тематич. сб. науч. тр. Вып. 14 / отв. ред. – А.Я. Найн. – Челябинск: УралГУФК, 2014. – 380 с.
  9. Проблемы теории и практики профессионально-прикладной физической подготовки учащихся профтехучилищ: сб. науч. тр. / отв. ред. – В.Г. Коневец. – Л.: ВНИИ профтехобразования, 1982. – 71 с.
  10. Ступин М.Н. Механизмы переноса в спортивно-тренировочной деятельности спортсменов / М.Н. Ступин // Bестник Томскогогос. ун-та. – 2011. – № 7. – С. 139-145.