Формирование коммуникативной компетенции бакалавров физической культуры

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор А.А. Найн
Кандидат филологических наук, доцент Л.М. Гареева
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

В статье рассматриваются основные аспекты развития речевых умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности будущих специалистов отрасли физической культуры и спорта. Цель работы – выявление необходимых условий для формирования у студентов коммуникативной компетенции в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи». Коммуникативная компетенция рассматривается как комплекс знаний, умений и навыков, связанных с оптимальным использованием средств языка при устном и письменном общении в различных речевых ситуациях.
В процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» в целях повышения уровня речевой культуры на практических занятиях авторами использовались различные интерактивные формы обучения; тестирование, подразумевающее обязательное использование словарей и справочников; разработка сценариев обучающих фильмов. Для развития навыков риторического мастерства применялись разнообразные игровые формы: круглый стол, диспут, брейнсторминг, деловые переговоры, дебаты; студенты готовят также публичные выступления информационного, агитационного и развлекательного характера
Таким образом, специальной целью преподавания русского языка в вузах физической культуры является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции будущих бакалавров. Это обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность давать исторический комментарий к языковым явлениям; разграничивать варианты норм и речевые нарушения.

Ключевые слова: формирование, коммуникативная компетенция, бакалавры, речь, русский язык, языковые средства, развитие речи, физическая культура.

Литература

  1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 544 с.
  2. Гареева Л.М. Русский язык и культура речи: практикум / Л.М. Гареева. – Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2015. – 44 с.
  3. Каримов З.Ш. Интеграционные процессы в современном высшем образовании: монография / З.Ш. Каримов. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 310 с.
  4. Найн А.А. Развитие коммуникативной компетентности педагога физической культуры на основе рефлексивного обучения / А.А. Найн, Т.Ю.Тихонова //Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 2. – С. 154-159.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 – «Физическая культура» (квалификация (степень) «бакалавр»). – URL: http://edc.tversu.ru/ext/metod/fgos/034300_62.pdf.