Здоровьесберегающая роль физической культуры в образовательном процессе вуза

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор С.Г. Сериков
Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Сериков
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

В статье с диалектических позиций раскрыты взаимосвязи между состоянием здоровья и уровнем образованности студентов в образовательном процессе вуза.
С этой точки зрения существенное преобладание в структуре деятельности студента либо умственных, либо физических нагрузок может вызывать отрицательные тенденции соответственно в состоянии здоровья или в развитии образованности.
Именно поэтому необходимо определить те рамки двигательной активности, в которых она будет играть здоровье­сберегающую роль в жизни студента, то есть способствовать развитию его образованности без ущерба для здоровья.
Студент в образовательном процессе вуза выполняет две основные функции: учение и самообразование.
С одной стороны, выполнение этих функций может приводить к возникновению повышенных нагрузок наобучающегося и как следствие к ухудшению состояния его здоровья.
С другой стороны, как в учении, так и в самообразовании присутствует физкультурно-спортивная деятельность, что способствует здоровьесбережению студентов. При этом целесообразно принимать меры для того, чтобы в своей самообразовательной деятельности студенты больше внимания уделяли двигательной активности.
В вузах необходимо также принимать и административно-управленческие меры для расширения специально организованной физкультурно-спортивной деятельности студентов, учитывая, что это положительно влияет не только на здоровье, но и на результаты их образованности. Однако здесь следует исходить из общих физиологических и индивидуальных особенностей нормирования физических нагрузок, чтобы не получить обратного эффекта.

Ключевые слова: здоровьесбережение студентов, физическая культура, здоровье, образованность, образовательный процесс.

Литература

  1. Козин А.М. Здоровьесберегающая физкультура в школе / А.М. Козин, С.Г. Сериков. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2000. – 208 с.
  2. Мыльников В.В. Совершенствование работы по врачебному контролю за физическим воспитанием и здоровьем студентов с помощью методов телемедицины / В.В. Мыльников, Е.В. Быков, М.Е. Пугачева, И.А. Пустовалова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2012. – Вып. 33. – № 42 (301). – С. 6–8.
  3. Сериков Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. – Екатеринбург–Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. – 242 с.
  4. Сериков С.Г. Здоровьесберегающее образование в вузе: методология, теория и практика / С.Г. Сериков. – Челябинск: Изд-во «Уральская академия», 2014. – 194 с.
  5. Сериков С.Г. Здоровьесберегающее образование: паритет здоровья и образованности учащихся / С.Г. Сериков. – Челябинск: ЧГНОЦ УрО РАО, 2002. – 226 с.
  6. Сериков С.Г. Отражение роли здоровья в подготовке специалистов по физической культуре / С.Г. Сериков // Теория и практика физ.культуры. – 2000. – № 4. – С.14.
  7. Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: Физкультураиспорт, 1991. – 224 с.