Современные аспекты подготовки специалистов в сфере физической культуры

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор Е.Ф. Орехов
Доктор медицинских наук, профессор Е.В. Быков
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Несмотря на то что здоровью и образу жизни молодежи уделяется самое пристальное внимание, прослеживается тенденция к снижению числа здоровых лиц. Для студентов-спортсменов занятия в вузе создают существенные сложности в восстановлении после физических нагрузок. Лишь 18,5% спортсменов высокого класса ориентируются в вопросах организации и проведения тренировки на современный уровень научно-педагогических требований, 80% выпускников вузов физической культуры принимают педагогические решения, исходя лишь из собственного опыта, а не из логики реалий педагогического процесса, репродуцируя опыт предшествующих поколений. В связи с этим возрастает потребность в кадрах для отрасли физической культуры, которые могли бы реализовывать программы физической подготовки, как спортивно-ориентированных, так и рекреационно-оздоровительных (преподавательская деятельность), осуществлять выбор тренировочных и восстановительных средств при планировании тренировочных нагрузок (тренерская деятельность). Это требует модернизации профессионального физкультурного образования в соответствии с современными социально-экономическими условиями. Необходимы оптимальное сочетание фундаментальной подготовки на первом уровне образования со специализированной подготовкой на втором уровне; реализация обучения в рамках теории и методики избранного вида спорта и специальных дисциплин на принципах установления междисциплинарных связей и реализации компетентностного подхода в образовании; возможность выбора траектории образования; включение студентов в учебно-методическую деятельность в рамках спортивно-педагогических дисциплин и практик.

Ключевые слова: здоровье, подготовка специалистов, профессиональное образование, студенты, физическая культура.

Литература

  1. Быков Е.В. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы и регуляторных механизмов у школьников и студентов в процессе обучения / Е.В. Быков, М.В. Егоров, Л.В. Смирнова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2004. – № 3. – С. 60–63.
  2. Иванов В.Д. Психофизиологические свойства личности и двигательная активность студентов первого курса / В.Д. Иванов, Е.Г. Кокорева// Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 13 (342). – С. 60-67.
  3. Коломиец О.И. Заболеваемость и вегетативный статус студентов-первокурсников как показатели стратегии адаптации к обучению в высших учебных заведениях / О.И. Коломиец, Н.П. Петрушкина, О.А. Макунина // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – Вып. № 1 (119). – С. 97–104.
  4. Костюченко В. Интеграция образовательных маршрутов – веление времени / В. Костюченко, Ю. Войнар, Д. Наварецкий // Вопросы физического воспитания студентов. – СПб., 2006. – Вып. 30.– С. 17–30.
  5. Круглякова И.П. Управление здоровьем студенческой молодёжи / И.П. Круглякова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 276 с.
  6. Кутилин Р. Взаимосвязь уровня спортивной подготовленности студента и его будущего тренерского мастерства/ Р. Кутилин // Теория и практика физ. культуры. – 1996. – № 12. – С. 60.
  7. Орехов Е.Ф. Модернизация высшего профессионального образования в отрасли «Физическая культура и спорт»: монография / Е.Ф. Орехов. – СПб.: Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 2011. – 246 с.
  8. Трегубова М.В. Вовлечение школьников с различными когнитивными и двигательными задатками в активную групповую физкультурно-спортивную образовательную деятельность / М.В. Трегубова, Е.В. Елисеев, А.В. Белоедов, И.А. Бакшутов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2012. – № 28. – С. 6–10.
  9. Усков Г.В. Программы тренировочных режимов для студентов с различным уровнем функционального состояния / Г.В. Усков, Е.В. Быков, В.В. Белов // Теория и практика физ. культуры. – 2009. – № 11. – С. 17.