Системогенезздоровьеформирующего образовательного пространства школы в условиях метапредметной направленности общего среднего образования

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Черепов
Магистрантка А.С. Габаева
Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск

В статье, базируясь на ключевых методологических положениях системного, экопсихологического, компетентностного и метапредметного подходов, автор обосновывает концепцию здоровьеформирующего образовательного пространства современной общеобразовательной школы. В модели здоровьеформирующего образовательного пространства ключевымиусловиямивзаимопроникновенияи взаимодействия структурных элементов пространства, субъективного времени и субъектов образования являются системообразующий и системообусловливающий хронотопы: спортизация процесса физического воспитания и здоровьеформирующая интеграция предметных областей дисциплин ФГОС. Взаимодействуя между собой и пространством и временем, субъекты образования насыщают его видами деятельности, отношениями и стимулами, запускающими механизмы здоровьеформирующей рефлексии и личностного развития. Ключевым результатом эффективности здоровьеформирующего образовательного пространства школы, а соответственно и значимым результатом образования автору представляется сформированность у учащихся в паритете с высокой образованностью фундаментального образовательного объекта – здоровья.

Ключевые слова: субъекты среднего образования, учащиеся школы, здоровьеформирование, спортизация физического воспитания, метапредметные здоровьеформирующие компетенции.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Теория и технология спортивно-ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. – № 5. – С. 50-53.
  2. Бурдье П. Социология политики / Под общ. ред. Н.А. Шматко. – М.: Socio-Logos, 1993. – 336 с.
  3. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. – М.: ГЦОЛИФК, 1992. – 120 с.
  4. Манжелей И. В. Организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства на муниципальном уровне / И.В. Манжелей, С.В. Иванова // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 2. – С. 42-47.
  5. Манжелей И.В. Педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды / И.В. Манжелей // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. –2010. – № 4. – С. 2-4.
  6. Фонарев Д.В. Моделирование муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания школьников: монография / Д.В.Фонарев. – Чайковский: Изд-во ЧГИФК, 2009. – 353 с.
  7. Шендрик И.Г. Проектирование и инновационные процессы в образовании / И. ГШендрик // Образование и наука: Изв. Урал. Отд. Рос. акад. образования. – 2000. – № 3. – С. 74-85.