Вербальный интеллект спортсмена как фактор формирования целостного образа двигательного действия

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко
Московский педагогический государственный университет, Москва

Цель работы – определить содержание интеллектуального запроса подростков-спортсменов, тенденции проявления вербального интеллекта и его взаимосвязи с качеством формирования образа двигательного действия. В ряду методик исследования: метод экспертной оценки, определение степени согласованности мнений; изучение содержания интеллектуального запроса; исследование корреляционных взаимосвязей рассматриваемых факторов. Контингент испытуемых: подростки-спортсмены 14-15 лет, тренеры ДЮСШ. Тест вербального интеллекта Г. Айзенка характеризует метапредметную готовность подростка к реализации комбинационного, понятийного мышления. Тенденции решения подростком-спортсменом интеллектуальных задач с потерей темпа, эффективности действий и ориентацией на допустимый пороговый результат инициируют необходимость совершенствования ценностно-смыслового, эмоционально-волевого, операционально-деятельностного компонентов спортивной деятельности, широта запрашиваемых подростками контекстов вербального взаимодействия существенно превышает отобранный тренерами спортивный тезаурус. Качество освоения двигательного действия имеет достоверную связь: с объемом прикладных понятий, сходных со структурой деятельности; соответствием актуального интеллектуального запроса компонентам техники. Своевременность вербального запроса подростка достоверно связана с социальной смелостью.

Ключевые слова: подросток-спортсмен, вербальный интеллект, тенденции проявления, интеллектуальный запрос, двигательный образ, качество освоения движения.

Литература

  1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. – М. Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.
  2. Кузьменко Г.А. Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки / Г.А. Кузьменко. – М.: Прометей, 2013. – 532 с.
  3. Малышева Л.В. Модели интеллекта: 100 лет развития / Л.В. Малышева. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 280 с.
  4. Медведев Д.А. Онтогенез вербального отражения действительности: автореф. дис. … докт. псх. наук. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 50 с.