Особенности возрастных изменений отдельных показателей центральной гемодимики сельских школьников с учетом типов телосложения

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель Российской Федерации С.Н. Блинков1
Доктор биологических наук, профессор С.П. Левушкин2
1Самарская государственная сельскохозяйственная академия (СГСХА),  Самара
2Российский государственный университет физической культуры, спорта,  молодежи и туризма (ГЦОЛИФК),  Москва

В статье представлены результаты исследования возрастных изменений показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений у сельских школьников 7-17 лет разных типов телосложения. Выявлено, что показатели артериального давления у учащихся от 7 до 17 лет в большинстве возрастных групп растут плавно и равномерно и достигают максимальных значений в 17 лет. Напротив, изменения показателя частоты сердечных сокращений в период школьного обучения мальчиков и юношей происходят более гетерохронно и гетеродинамно, периоды уменьшения данного показателя сменяются в отдельных возрастных группах его достоверным приростом. В целом выявлено достоверное увеличение артериального давления и уменьшение величины частоты сердечных сокращений у школьников 7-17 лет всех соматотипов. Возрастные изменения показателей центральной гемодинамики у учащихся исследуемого возраста необходимо учитывать при организации двигательной деятельности на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, а также в тренировочном процессе в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: типы телосложения, школьники, артериальное давление, частота сердечных сокращений, возрастная динамика.

Литература

  1. Блинков С.Н. Возрастная динамика отдельных показателей центральной гемодинамики сельских школьниц 7-17 лет Ульяновской области с учетом особенностей телосложения / С.Н. Блинков // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 1 (131). – С. 22-28.
  2. Блинков С.Н. Исследование физической подготовленности сельских и городских школьниц  7-17 лет Ульяновской области [Текст] / С.Н. Блинков // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 8 (126). – С. 16-21.
  3. Блинков С.Н. Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе: монография / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин. – Ульяновск: УлГТУ, 2012. – 191 с.
  4. Блинков С.Н. Реализация индивидуально-типологического подхода в физической подготовке школьниц 15-17 лет / С.Н. Блинков, Н.Ю. Васильева, А.И. Лаптев // Вестник спортивной науки. – 2010. – № 3. – С. 22-27.
  5. Косицкий Г.И. Звуковой метод исследования артериального давления / Г.И. Косицкий. – М.: Медгиз, 1959. – 275 с.
  6. Левушкин С.П. Исследование физического состояния  учащейся молодежи: монография / С.П. Левушкин, В.А. Хамзина, С.Н. Блинков. – Ульяновск: УлГТУ, 2013. – 162 с.
  7. Левушкин С.П. Стандарты морфофункционального развития школьников Ульяновской области разных типов телосложения: учебно-метод. пособие / С.П. Левушкин, С.Н. Блинков, И.М. Смоленская – Ульяновск: УлГУ, 2007. – 27 с.
  8. Левушкин С.П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные конституциональные типы: монография / С.П. Левушкин. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006. – 232 с.
  9. Панова Н.А. Комплексный подход к изучению возрастных особенностей сердечно-сосудистой системы школьников / Н.А. Панова, П.А. Филеши // Возрастные особенности  физиологических систем детей и подростков.  – М., 1981. – С.115.
  10. Студеникин М.Я. Гипертонические и гипотонические состояния у детей и подростков / М.Я. Студеникин, А.Р. Абдуллаев. – М.: Медицина, 1973. – 208 с.
  11. Тупицин И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников / И.О. Тупицин. – М.:  Педагогика, 1985. – 85 с.