Способности и индивидуальные различия в процессе возрастного развития

Способности и индивидуальные различия в процессе возрастного развития

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.А. Сальников
Кандидат педагогических наук, доцент С.П. Хозей
А.М. Бондаренко
Кандидат педагогических наук, доцент А.Ф. Кузнецов
Филиал военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии
А.В. Хрулева, Омск

В работе показано, что проблема «возраст и способности» остается недостаточно исследованной. Тем не менее отмечается, что для каждого возрастного периода индивидуального развития характерен «свой комплекс» – специфический набор ведущих признаков, который может быть успешно реализован в системе спортивной деятельности. В этом случае, вероятно, более правильно говорить о способностях, точнее о задатках как природной основе способностей. В целом сложная и динамичная картина соотношения возрастного и индивидуального в природных предпосылках способностей изучена явно недостаточно. В этом случае наиболее актуальным представляется изучение не возрастных особенностей, а индивидуальных особенностей возрастного развития.

Ключевые слова: двигательные способности, индивидуальные различия, свойства нервной системы, задатки, спортивная деятельность.

Литература

  1. Волков В.М. Возраст и становление спортивного мастерства / В.М. Волков. – Смоленск, 1974. – 233 с.
  2. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта  / Л.В. Волков. – Киев: Изд-во «Олимпийская литература. 2002. – 295 с.
  3. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблемы оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: дис. … докт. пед. наук / А.А. Гужаловский. – М., 1979. – 331 с.
  4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.
  5. Лейтес Н.С. Проблемы соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. –1985. – № 1. – С. 9-18.
  6. Масловский Е.А. Теоритические и методологические основы использования индивидуального-сопряженного подхода в физическом воспитания школьников и подготовленных юных спортсменов:   автореф. дис. … докт. пед. наук / Е.А. Масловский.  1993. – 49 с.
  7. Мясищев В.Н. Проблемы способностей / В.Н. Мясищев. – М., 1962. – 308 с.
  8. Рубинштейн Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Рубинштейн. – М., 1973. – 423 с.
  9. Сальников В.А. Индивидуальные особенности возрастного развития: монография / В.А. Сальников. – Омск: СибАДИ, 2013. – 411 с.
  10. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т. 1 / Б.М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985. – 350 с.
  11. Хрущев С.В. Тренеру о юном спортсмен / С.В. Хрущев, М.М. Круглый. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 157 с.
  12. Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологи способностей / В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. – 1986. – № 3. – С. 78-89.
  13. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. – М.,  1996. – 318 с.
  14. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 3-20.