Интеграция физического и психического развития студентов на основе кинезиологического подхода к их физкультурно-спортивному образованию

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Загревская2
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Исследование посвящено теоретико-методологическому обоснованию применения кинезиологического подхода к организации физкультурно-спортивного образования студентов в высшей школе. Применялись такие методы исследования: анализ, синтез, обобщение педагогического опыта, моделирование, педагогические наблюдения. В результате исследования разработан инновационный подход к физкультурно-спортивному образованию студентов на основе интегративной области знания о движении и двигательной активности человека – кинезиологии, предполагающей интеграцию физического и психического развития обучающихся в процессе осуществления двигательной деятельности. Показано, что одним из главных понятий в кинезиологии рассматривается кинезиологический потенциал человека, как интегративное единство его интеллектуальных и двигательных свойств, имеющих большое значение для обеспечения психофизической готовности к социально-профессиональной деятельности. Разработанная модель физкультурно-спортивного образования отражает целенаправленный процесс формирования компетентности студентов в области саморазвития и самосовершенствования кинезиологического потенциала. Особенностью процесса физкультурно-спортивного образования является осуществление не только физической подготовки студентов, но и психологической, теоретической, валеологической и методической, что и способствует интеграции их физического и психического развития в ходе решения двигательных задач. В этом процессе ведущую роль играет субъектная физкультурно-спортивная активность студентов, организованная в пространстве развивающего общения в соответствии с принципами антропных образовательных технологий.

Ключевые слова: кинезиология, физкультурно-спортивное образование, студенты, кинезиологический потенциал, антропные технологии.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – 220 с.
  2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М., 1966. – 349 с.
  3. Дмитриев С.В. Социокультурная теория двигательных действий человека: спорт, искусство, дидактика / С.В. Дмитриев. – Н. Новгород: НГПУ, 2011. – 359 с.
  4. Дмитриев С.В. Антропные вузовские технологии – важен не обученный специалист, а развивающийся профессионал / С.В. Дмитриев // Физическое воспитание студентов. – 2011. – № 3. – С. 37-41.
  5. Загревская А.И. Актуализация кинезиологического потенциала студентов в условиях физкультурно-спортивного образования / А.И. Загревская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 1. – С. 28–30.
  6. Загревская А.И. Структура и содержание кинезиологической компетентности студентов / А.И. Загревская //Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 2. – С. 34.
  7. Лубышева Л.И. Как понимать современный спорт? /Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 4. – С. 93.
  8. Манжелей И.В. Модели физического воспитания / И.В. Манжелей, Е.А. Симонова // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 6. – С. 100–106.
  9. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. – М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2001. – 332 с.
  10. Озеров В.П. Психомоторные способности человека: монография / В.П. Озеров. – Дубна: Феникс+, 2002. – 320 с.
  11. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 126 с.
  12. Филимонова С.И. Физическая культура и спорт как пространство формирования оптимальной самореализации личности: автореф. дис. ... докт. пед. наук / С.И. Филимонова. – М., 2004. – 48 с.