Состояние кондиционной физической подготовленности детей – выпускников дошкольных образовательных организаций в контексте реализации требований ФГОС

Фотографии: 

ˑ: 

Заслуженный работник физической культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор
Л.А. Семёнов
Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

В статье представлены результаты констатирующего эксперимента, проведенного с участием около 650 детей – выпускников дошкольных образовательных организаций, направленного на оценку их кондиционной физической подготовленности в контексте обеспечения требования преемственности с начальной школой, провозглашенной в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования.
Показано, что на сегодняшний день данное требование, в части решения одной из главных задач, заключающейся в развитии кондиционных физических качеств, не реализуется: около 50% выпускников ДОО не в состоянии выполнить минимальные нормативы для семилетних детей. В статье также рассматриваются главные причины такого положения, к которым автор относит: недостаточный объем в программах по физическому воспитанию ДОО упражнений для развития кондиционных физических качеств, отсутствие единой системы контроля за физической подготовленностью детей и др.

Ключевые слова: дошкольное физическое воспитание, кондиционная физическая подготовленность, Федеральный государственный стандарт, выпускники дошкольных образовательных организаций, преемственность.

Литература

  1. Ветошкина Е.А. Повышение уровня физического состояния детей 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе преимущественного развития выносливости. [Текст]: дис. … канд. пед. наук: / Е.А. Ветошкина. – Хабаровск: Дальневосточная государственная академия физической культуры. 2006. – 186 с.
  2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2011 – 528 с.
  3. Изаак С.И. Научное обеспечение системы мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи / С.И. Изаак, В.А. Кабачков, А.Н. Тяпин // Опыт работы в субъектах РФ по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи: Сб. науч. тр. / Всерос. научно-исследовательский институт физической культуры. – М., 2002. – С. 10-37.
  4. Кардашенко В.Н. К вопросу об определении оптимального морфофункционального развития и «школьной зрелости» у детей шести-семилетнего возраста / В.Н. Кардашенко, Т.Ю. Вишневецкая. – В кн.: Актуальные проблемы гигиены, обучения и воспитания школьников. – Минск, 1974. – С. 101-103.
  5. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов / Программы общеобразовательных учреждений I-XI классов. – М.: Просвещение, 1996. – С. 106-204.
  6. Кравчук А.И. Комплексное физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (состояние и перспективы) / А.И. Кравчук // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 4. – С. 26-31.
  7. Петренкина Н.Л. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Л. Петренкина. – СПб.: Гос. пед. ун-т им. Герцена, 2004. – 22 с.
  8. Постановление Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» от 29.12.2001 г. № 916 // Российская газета, 2002. 12 января.
  9. Семенов Л.А. Критерии оценки итоговых результатов в физическом воспитании в дошкольных образовательных учреждениях / Л.А. Семенов, Ю.В. Кадочникова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – № 5. – С. 2-6.
  10. Семенов Л.А. Направленное участие воспитателей дошкольных образовательных организаций в физическом воспитании детей / Л.А. Семенов, Н.В. Болдырева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 3. – С. 53-56.
  11. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Научный руководитель – Д.М. Фельдштейн, А.Г. Асмолов; руководитель авторского коллектива – Н.В. Федина]. – М.: Просвещение, 2010. – 256 с.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки № 1155 от 17.10.2013).
  13. Филиппова С.О. Перспективные направления научных исследований в области дошкольного физического воспитания / С.О. Филиппова // Теория и практика физ. культуры. – 2006. – № 9. – С. 15-17.
  14. Шарманова С.Б. Физическое состояние выпускников подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений / С.Б. Шарманова, О.А. Новоселова, А.И. Федоров // Современные проблемы физической культуры и спорта: Сб. науч. тр. – СПб.: С.–Петерб. НИИФК, 1998. – С. 72-77.