Опережающий подход в физическом воспитании учащихся начальной школы

Фотографии: 

ˑ: 

андидат педагогических наук, доцент И.И. Плотникова1
Доктор педагогических наук, профессор Г.Я. Галимов2
Доктор педагогических наук, доцент М.Д. Кудрявцев3, 4
1Иркутский государственный университет, Иркутск
2Бурятский государственный университет, Улан-Удэ
3Сибирский федеральный университет», Красноярск
4Сибирский государственный аэрокосмический университет, Красноярск

Цель исследования – разработка и экспериментальное обоснование эффективности рабочей программы в модульном варианте планирования процесса физического воспитания, направленной на опережающее развитие физических качеств в единстве взаимосвязи с развивающим обучением двигательным умениям и навыкам учащихся начальной школы.
Применение технологии опережающего подхода в развитии физических качеств в единстве с развивающим обучением техническим действиям в мини-футболе на базе модульной рабочей программы по физической культуре в начальной школе способствовало более высокому уровню кратковременной памяти и умственной работоспособности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, что свидетельствует о взаимосвязи между физической подготовленностью, степенью обученности техническим действиям и уровнем умственных способностей детей начальной школы.

Ключевые слова: развивающее обучение, младшие школьники, мини-футбол, педагогическая технология опережающего подхода.

Использованная литература

  1. Бальсевич В.К. Педагогическая реализация результатов мониторинга физической подготовленности школьников 9–10 лет в условиях Западной Сибири / В.К. Бальсевич, Ю.Н. Шагалиева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 6. – С. 18–20.
  2. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика / М.М. Боген; предисл. П.Я. Гальперина. – 2-е изд., доп. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009.– 234 с.
  3. Галимов Г.Я. Опережающий подход в физическом воспитании школьников: монография / Г.Я. Галимов, И.И. Плотникова. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2014. – 188 с.
  4. Кудрявцев М.Д. Особенности применения методики обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 7. – С. 55-57.
  5. Кудрявцев М.Д. Развивающее обучение в системе физического воспитания младших школьников. – 2003. – № 3. – С. 7-10.
  6. Кудрявцев М.Д. Особенности применения развивающих образовательных технологий на уроках физической культуры / М.Д. Кудрявцев, И.И. Плотникова, Г.Я. Галимов и др. // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – Вып. 13. – С. 105-109.
  7. Кузнецов В.И. Формирование культуры здоровья в процессе уроков физической культуры в начальной школе: учеб.-метод. пособие / В.И.Кузнецов.– Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2009.– 168 с.
  8. Леонтьев А.Н. К теории развития психологии ребенка/ А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов/ под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С. 5-8.
  9. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания в I–XI классах / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Норма, 2004. – 122 с.
  10. Плотникова И.И. Формирование психомоторных способностей и роль психофизиологических механизмов в управлении двигательными действиями: монография / И.И. Плотникова, Р.Ф. Проходовская, Г.Я. Галимов и др. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. – 164 с.
  11. Плотникова И.И. Развивающее обучение школьников игре в футбол на уроках физической культуры / И.И. Плотникова, Г.Я. Галимов, М.Д. .Кудрявцев и др. // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – Вып. 13. – С. 109-113.
  12. Уиллис Д. Как научить ребенка легко учиться / Д. Уиллис. – М.: Попуррис, 2010.– 400 с.
  13. Фролов С.В. Особенности опережающего подхода в физической подготовке школьников/ С.В. Фролов, С.С. Фролов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. – № 2.– С. 13-18.
  14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 484 с.