Соотношение динамики физического развития и интеллекта в процессе взросления

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Ревенко
Т.Ф. Зелова
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), Омск

В статье приводятся данные экспериментальных исследований динамики физического развития и интеллекта юношей в возрастном диапазоне от 12 до 20 лет. Анализ результатов позволил выявить неравномерную динамику и разнонаправленные связи между изучаемыми показателями. Если в подростковом возрасте темпы физического развития отрицательно связаны с динамикой интеллекта, то в ранней юности и далее по мере взросления эта связь становится положительной. В результате корреляционного и кластерного анализов показана разнонаправленная связь темпов развития различных двигательных способностей, общего физического развития с динамикой интеллекта в процессе взросления. В структуре двигательных способностей с динамикой интеллекта преимущественно коррелируют темпы прироста скоростных и скоростно-силовых способностей.

Ключевые слова: динамика развития двигательных способностей, динамика общего физического развития, динамика интеллекта, возраст, корреляционные связи, кластерный анализ.

Литература

  1. Акимова М.К. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, К.М. Гуревич, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова. – Обнинск: Изд-во «Принтер», 1993. – 40 с.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Т. 2. Развитие и воспитание личности / Б.Г. Ананьев ; под ред. Н.А. Логиновой. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – 549 с.
  3. Бальсевич В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов. – Киев: Здоровья, 1987. – 224 с.
  4. Ревенко Е.М. Взаимосвязи двигательных и умственных способностей в процессе взросления: монография / Е.М. Ревенко, В.А. Сальников. – Омск: СибАДИ, 2014. – 392 с.
  5. Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST): методическое руководство / Л.А. Ясюкова. – СПб. : ГП «ИМАТОН», 2002. – 80 с.