Психологическая подготовленность тяжелоатлетов высокой квалификации и результативность соревновательной деятельности

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев1
Доктор педагогических наук, профессор Г.Д. Бабушкин2
Магистрант, мастер спорта России С.О. Ковбель2
Аспирантка Н.Р. Усаева1
1Сургутский государственный университет, Сургут
2Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

У тяжелоатлетов высокого класса выявлены недостатки в сформированности психологической подготовленности, заключающиеся в содержании эмоционального компонента и включающие: ситуативную тревожность, способность к саморегуляции, эмоциональное состояние, а также эмоциональный интеллект и предсоревновательную мыслительную деятельность. Тяжелоатлеты, показавшие запланированные результаты на соревнованиях, имеют высокий уровень эмоционального интеллекта и позитивную направленность предсоревновательной мыслительной деятельности.
Спорт­смены, не показавшие заявленных результатов, имеют средний уровень развития эмоционального интеллекта и предсоревновательной мыслительной деятельности.
Выявлен резерв в повышении результативности соревновательной деятельности тяжелоатлетов высокого класса, заключающийся в улучшении: показателей эмоционального компонента психологической подготовленности (ситуативной тревожности, эмоционального состояния, способности к психорегуляции), эмоционального интеллекта и позитивной составляющей предсоревновательной мыслительной деятельности.

Ключевые слова: психологическая подготовленность, тяжелоатлеты, результативность соревновательной деятельности.

Литература

  1. Бабушкин Г.Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. – Омск: СибГАФК, 2001. – 132 с.
  2. Бабушкин Г.Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом / Г.Д. Бабушкин. – Омск: СибГУФК, 2012.– 328 с.
  3. Бабушкин Г.Д. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсмена / Г.Д. Бабушкин, К.В. Диких. – Омск: СибГУФК, 2013. – 240 с.
  4. Бабушкин Г.Д. Переносимость психической нагрузки и её влияние на результативность соревновательной деятельности спортсменов / Г.Д. Бабушкин, Е.А. Скорук // Омский научный вестник. – 2014. – № 3. – С. 171-174.
  5. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 112 с.
  6. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. – М.: Советский спорт, 2014. – 320 с.
  7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 454 с.
  8. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 112 с.
  9. Рыбин Р.Е. Предсоревновательная подготовка пловцов высокой квалификации / Р.Е. Рыбин, Г.Д. Бабушкин, В.П. Бачин // Омский научный вестник. – 2015. – № 3 . – С. 187-191.
  10. Cальников В.А. Индивидуальные различия в системе спортивной деятельности / В.А. Сальников. – Омск: СибАДИ, 2003. – 262 с.
  11. Шумилин А.П. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов: дис. … канд. пед. наук / А.П. Шумилин. – Красноярск, 2003. – 150 с.
  12. Шумилин А.П. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки дзюдоистов к соревнованиям в системе многолетней спортивной тренировки / А.П. Шумилин. – Красноярск: СФУ, 2010. – 320 с.
  13. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности / Б.П. Яковлев. – М.: Советский спорт, 2014. – 312 с.
  14. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений / Б.П. Яковлев. – Сургут: СГПУ, 2007. – 201 с.