Управленческая деятельность тренера: виды, объекты, критерии эффективности

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор О.Н. Степанова1
Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов2
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Латушкина2
Аспирантка Ю.С. Бернина3
1Московский педагогический государственный университет, Москва
2Российский государственный социальный университет, Москва
3Ивановский государственный университет (Шуйский филиал), Шуя

В статье представлены результаты исследования профессиональной деятельности тренеров. При помощи метода фотографии рабочего времени установлены спектр и длительность (в процентах от общей продолжительности рабочего дня) его трудовых операций. Контент-анализ полученных данных показал, что профессиональная деятельность тренера-преподавателя более чем наполовину (на 56,3%) является управленческой.
Основными видами управленческой деятельности тренера выступают: планирование системы подготовки спортсмена (команды); организация тренировочно-соревновательной деятельности; мотивация занимающихся, решение воспитательных задач; контроль (включая коррекцию) за ходом и результатами тренировочно-соревновательной деятельности; учёт результатов тренировочно-соревновательной и иной деятельности, работа с документацией.
Ведущими объектами управленческой деятельности тренера являются: учебно-тренировочный процесс; состязательная деятельность; психофизические кондиции и спортивная форма (тренированность) атлета; индивидуальные спортивные достижения; аксиологическая и мотивационно-потребностная сфера спортсмена, морально-психологический климат в спортивном коллективе, взаимоотношения между тренером и спортсменами; продуктивность работы, квалификация и профессиональный рост; ресурсное обеспечение профессиональной деятельности тренера.
На основании полученных данных был определен спектр показателей и критериев оценки эффективности управленческой деятельности тренера. Также предложено включить в учебные планы подготовки студентов – будущих тренеров учебные дисциплины, направленные на повышение управленческой компетентности: «Менеджмент спортивной организации», «Управление учебно-тренировочным процессом», «Психология управления», «Делопроизводство в спортивной организации», «Акмеология спорта» и др.

Ключевые слова: тренер, трудовые операции, управленческая деятельность.

Литература

  1. Еншин М.М. Управленческая компетенция тренеров резервного спорта. Модель деятельности тренера как менеджера / М.М. Еншин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2012. – № 5. – С. 97–110.
  2. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации: Письмо Минспорта России от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554 (ред. от 27.10.2014) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/announcements/6763/ (дата обращения: 05.01.2016).
  3. Методические рекомендации по проведению аттестации тренеров, осуществляющих спортивную подготовку: Письмо Минспорта России от 14.10.2015 № ВМ-04-10/6609 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/news/27632/ (дата обращения: 05.01.2016).
  4. Рофе А.И. Организация и нормирование труда: учеб. пособие / А.И. Рофе. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 224 с.
  5. Степанова О.Н. Ведущие трудности профессиональной деятельности тренеров по лыжным гонкам / О.Н. Степанова, Ю.С. Бернина // Наука и школа. – 2013. – № 2. – С. 136–139.
  6. Формы государственной статистической отчетности № 1-ФК, № 5-ФК [Электронный ресурс]. – URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения: 05.01.2016).