Дифференцированное физическое воспитание студентов на основе конституционально обусловленных гемодинамических маркеров

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор биологических наук, доцент В.Н. Пушкина1
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Корнев1
Н.В. Оляшев2
Кандидат биологических наук, доцент А.В. Кочнев2
1Российский государственный социальный университет, Москва
2Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск

Для оценки эффективности дифференцированного по типу гемодинамики физического воспитания студентов с использованием средств атлетической гимнастики было проведено исследование функционального состояния системы внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы; дана оценка уровня здоровья, двигательной подготовленности и физической работоспособности; изучены психоэмоциональное состояниеи уровень тревожности.Все исследования проводились в начале первого (сентябрь) и в конце второго (май) семестров. Показано, что юноши с гиперкинетическим типом кровообращения имеют двигательные способности к выполнению скоростной работы, с эукинетическим – скоростно-силовой, с гипокинетическим – к выполнению физической нагрузки, требующей выносливости. Использование дифференцированного физического воспитания студентов на основе конституциональной моторной одаренности с использованием средств атлетической гимнастики с преимущественной направленностью на развитие «ведущего» двигательного качества способствует улучшению психоэмоционального состояния, повышению функционального и двигательного потенциалов организма, росту уровня здоровья и физической работоспособности. Несомненно, использование в педагогическом процессе индивидуального подхода, основанного на учете моторной предрасположенности у лиц с определенным типом кровообращения к выполнению работы различной мощности и интенсивности, будет повышать эффективность учебно-тренировочного процесса по дисциплине «Физическая культура» и мотивировать студентов к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: дифференцированное физическое воспитание, величина нагрузки, атлетическая гимнастика.

Литература

  1. Волненко Н.Г. Методика развития физических качеств у студенток нефизкультурного вуза с учетом гемодинамики: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Г. Волненко. – Белгород, 2011. – 26 с.
  2. Макеева В.С. Дифференцированный подход в формировании физической культуры обучающихся / В.С. Макеева // Педагогическое образование и наука. – 2013. – № 4. – С. 41–43.
  3. Оляшев Н.В. Показатели кардиореспираторной системы у студентов с разным типом кровообращения / Н.В. Оляшев, И.А. Варенцова, В.Н. Пушкина // Экология человека. – 2014. – № 4. – С. 28-33.
  4. Пантюхина Л.Е. Психолого-педагогическое исследование значимости мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом студентов высших учебных заведений / Л.Е. Пантюхина, А.С. Махов // Уч. записки РГСУ. – 2015. – № 3. – С. 54–64.
  5. Пушкина В.Н. Сезонные изменения взаимоотношений показателей кардиореспираторной системы у юношей в условиях циркумполярного региона / В.Н. Пушкина, А.В. Грибанов // Экология человека. – 2012. – № 9. – С. 26–31.
  6. Терегулов Ю.Э. К методике определения типов центральной гемодинамики в клинической практике / Ю.Э. Терегулов // Практическая медицина. – 2011. – № 4. – С.138–140.