Психолого-педагогическое сопровождение развития и коррекции психофункциональных и физических способностей в процессе социализации детей с интеллектуальной недостаточностью

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор психологических наук, доцент Е.А. Шмелева2
Доктор педагогических наук, профессор М.А. Правдов2
Доктор психологических наук, доцент П.А. Кисляков1
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Корнев1
1Российский государственный социальный университет, Москва
2Ивановский государственный университет, Шуя

В статье представлено описание проекта «Мир движений – океан возможностей», цель которого – социальная интеграция и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры и спорта. В рамках проекта разработано содержание психолого-педагогического сопровождения развития и коррекции психофункциональных и физических способностей, социальной интеграции и адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью. Описаны технологии и методики работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях адаптивной двигательной рекреации: технология формирования и коррекции двигательных действий, методика развития и коррекции психофункциональных и физических способностей, технологии диагностики и мониторинга психофункционального состояния, технологии безопасного взаимодействия в социуме.
Представлены экспериментальные данные диагностики физической подготовленности и мотивации двигательной активности детей. Условиями эффективности реализации проекта в социализации детей с интеллектуальной недостаточностью являются программно-методическое и материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса; адаптированные образовательные технологии и методики; физкультурно-оздоровительное тьюторство; интеграция учебной и внеучебной деятельности.
Показано, что практическое решение перечисленных задач в сетевом взаимодействии вуза и коррекционной школы-интерната усиливает эффективность проектной социально-образовательной деятельности как в социализации детей и их психическом и физическом развитии, так и в формировании профессиональных и социальных компетенций студентов, побуждая их к поиску собственных результатов физкультурно-оздоровительной деятельности.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, психолого-педа­го­ги­чес­кое сопровождение, дети с интеллектуальной недостаточностью, психофункциональные и физические способности, социализация, волонтерство.

Литература

  1. Березкин И.С. Социально-педагогический потенциал университета в работе с детьми-инвалидами / И.С. Березкин, С.Н. Солярская, А.В. Корнев, Е.А. Шмелева // Наука и школа. – 2007. – № 6. – С. 31-33.
  2. Ванюшкин В.А. Исследование развития координационных способностей и психических функций у детей с легкой степенью умственной отсталости / В.А. Ванюшкин, И.А. Третьякова // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 2. – С. 40-44.
  3. Замогильнов А.И. Учитель физической культуры как субъект инновационной образовательной среды / А.И. Замогильнов, М.А. Правдов, Е.А. Шмелева // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 3. – С. 30-35.
  4. Кисляков П.А. Обеспечение социально-психологической безопасности субъектов образования / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, С.Н. Толстов // Вопросы психологии. – 2015. – № 5. – С. 46-55.
  5. Корнев А.В. Мотивация детей с умственной отсталостью к физкультурно-спортивной деятельности в условиях адаптивной двигательной рекреации / А.В. Корнев, М.А. Правдов, Е.А. Шмелева // Научный поиск. – 2015. – № 2.2. – С. 74-77.