Влияние командно-игровых видов спорта на социально-психологическую адаптацию подростков с нарушением зрения в коллективе сверстников

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат психологических наук Д.В. Савченко
Доктор психологических наук, доцент О.И. Миронова
Кандидат психологических наук, доцент Е.Г. Бабич
Кандидат психологических наук, доцент В.А. Морозов
Российский государственный социальный университет, Москва

В статье представлены результаты экспериментального исследования социально-психологической адаптации подростков с нарушением зрения, занимающихся по разработанной авторской программе с применением различных средств и методов командно-игровых видов спорта. Целью работы являлось исследование особенностей социально-психологической адаптации слабовидящих подростков в коллективе сверстников путем использования средств и методов командно-игровых видов спорта. Методики исследования: диагностика социально-психологической адаптации (по К. Роджерсу и Р. Даймонду); диагностика уровня личностной тревожности (по Ч.Д. Спилбергеру и Ю.Л. Ханину); методика оценки самочувствия, активности и настроения (САН); методика диагностики уровня социальной фрустрированности (УСФ). Контингент испытуемых: в исследовании приняли участие 88 слабовидящих подростков в возрасте от 13 до 15 лет – учеников Школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы. Испытуемые были разделены на 3 группы: ЭГ-1 (30 человек) – слабовидящие подростки с врожденным дефектом, у которых были выявлены низкий и средний уровни адаптации; ЭГ-2 (30 человек) – слабовидящие подростки с приобретенным дефектом, которые также показали низкий и средний уровни адаптации; КГ (28 человек) – подростки как с приобретенным, так и с врожденным дефектом зрения, которые продемонстрировали средний и высокий уровни адаптации. В результате нашего исследования выявлено, что в двух экспериментальных группах по сравнению с контрольной достигнута высокая степень адаптации подростков с нарушением зрения. Наиболее высокий прирост наблюдался в таких интегральных показателях, как «адаптация», «эмоциональная комфортность» и «самоприятие». Также в двух экспериментальных группах достоверно улучшились показатели самочувствия, активности и настроения и показатели уровня социальной фрустрированности.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, подростки с нарушением зрения, командно-игровые виды спорта, голбол, адаптационный потенциал.

Литература

  1. Азарян Р.Н. Урок физкультуры как важное средство воспитания пространственных и личностных качеств у слепых и слабовидящих школьников / Р.Н. Азарян // Дефектология. – 1984. – № 6. – С.55.
  2. Бабич Е.Г. Теория и методика инклюзивного образования: учеб. пособие / Е.Г. Бабич. – М.: Изд-во «Перспектива», 2014. – 74 с.
  3. Горошников Е.Н. Спортивные игры для незрячих: метод. пособие / Е.Н. Горошников, М.М. Иванов / Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых. – М., 1988. – 56 с.
  4. Кручинин В.А. Проблемы физического воспитания и пространственной ориентировки слепых и слабовидящих школьников. Обзор / В.А. Кручинин, В.П. Шлыков // Физическое воспитание детей в специальных школах: Межвуз. сб. науч. тр. – Горький ГГПИ им. Горького, 1985.
  5. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак. – СПб.: Изд-во РГПУ, 1998.
  6. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения: Метод. реком. для учителей, воспитателей, родителей (изд. 2-е, испр. и доп.) / Л.Н. Ростомашвили. – М., 2002. – 102 с.
  7. Савченко Д.В. Голбол как фактор формирования здоровья и социально-психологической адаптации слабовидящих подростков / Д.В. Савченко // Уровень жизни населения регионов России. – 2011. – № 11. – С. 105.
  8. Савченко Д.В. Социально-психологическая адаптация подростков с ограниченными возможностями здоровья в специальной образовательной среде (на примере командно-игровых видов спорта): дис. … канд. псх. наук / Д.В. Савченко. – М., 2011.
  9. Сермеев Б.В. К методике оценки зрительных функций учащихся: сб. науч. тр. / Б.В. Сермеев, В.А. Ковалев / под ред. Б.В. Сермеева. – Горький, 1980.