Мотивация спортивной деятельности учащихся специальных (коррекционных) школ

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Корнев
Доктор педагогических наук А.С. Махов
Доктор педагогических наук, профессор В.С. Макеева
Доцент О.Г. Рысакова
Российский государственный социальный университет, Москва

В статье представлены результаты исследования, посвященного мотивации к спортивной деятельности учащихся специальных (коррекционных) школ. Формирование потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и понимания ценности здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо для их будущей успешной социализации и самореализации в обществе. Ведущие мотивы спортивной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья определялись с помощью методики А.Н. Николаева. Суть методики заключалась в оценивании 20 положений, которые отражают основные 6 групп мотивов занятий спортом: мотивы, направленные на процесс, результат, самосовершенствование, долженствование, материальное вознаграждение, на общение. В исследовании приняли участие учащиеся (n=118) специальных (коррекционных) школ (I-II, IV, VI, VIII вида) и учащиеся общеобразовательной школы (n=44) Ивановской области 11-13 лет, занимающиеся в спортивных секциях.
В ходе исследования были выявлены наиболее и наименее значимые мотивы спортивной деятельности школьников специальных (коррекционных) школ, посещающих спортивные секции, и учащихся общеобразовательной школы, не имеющих нарушений в состоянии здоровья.
Наиболее значимыми для всех школьников мотивами являются мотивы, направленные на сам процесс спортивной деятельности и на самосовершенствование. К категории наименее значимых мотивов школьники отнесли материальное вознаграждение и долженствование.
Анализ мотивации спортивной деятельности учащихся специальных (коррекционных) школ может использоваться как один из способов формирования мотивации на ранних этапах спортивной подготовки, определения путей коррекции двигательной сферы данной категории детей и их адаптации к спортивной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, дети с ограниченными возможностями здоровья, адаптивная физическая культура, спортивная деятельность.

Литература

  1. Германов Г.Н. Развитие спортивной мотивации и интереса к парусному спорту у детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.Н. Германов, С.В. Седоченко, И.В. Машошина / Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 5 (123). – С. 215–221.
  2. Козлова М.А. Формирование мотивации учащихся коррекционных образовательных учреждений к занятиям адаптивной физической культурой: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.А. Козлова. – ГАОУ ВО МГПУ, 2015. – 26 с.
  3. Корнев А.В. Анализ уровня мотивации к занятиям голболом у спортсменов с нарушением зрения/А.В. Корнев//Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 11 (117). – С. 203–209. 
  4. Корнев А.В. Мотивация детей с умственной отсталостью к физкультурно-спортивной деятельности в условиях адаптивной двигательной рекреации / А.В. Корнев, М.А. Правдов, Е.А. Шмелева / Научный поиск. – 2015. – № 2.2. – С. 74–77. 
  5. Корнева М.А. Особенности мотивации спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к участию в тренировочном процессе по русскому жиму / М.А. Корнева, А.С. Махов, О.Н. Степанова // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 6. – С. 37–43.
  6. Махов А.С. Психолого-педагогические особенности мотивации к занятиям спортом у лиц с нарушением зрения / А.С. Махов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2013. – № 1 (77). – Ч. 2. – С. 120–124.
  7. Николаев А.Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности/А.Н. Николаев//Психологические основы педагогической деятельности: материалы 30-й науч. конф.; под ред. А.Н. Николаева; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2003. – Вып. 7. – С. 55–58.
  8. Осокина Е.А. Фитнес в системе адаптивного физического воспитания женщин-инвалидов по слуху: монография / Е. А. Осокина, О.Н. Степанова. – Иваново, 2014. – 168 с.
  9. Пелих Е.Ю. Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у школьников с нарушением интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.Ю. Пелих. – СПб.: НГУФКСиЗ им. П.Ф. Лесгафта, 2011. –24 с.
  10. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб.пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Академия, 2002. – 160 с.