Вариабельность сердечного ритма в процессе учебной деятельности у практически здоровых школьниц, не занимающихся спортом

Фотографии: 

ˑ: 

Аспирант А.С. Ушаков
Аспирантка Н.Е. Клещенкова
Доктор биологических наук, доцент А.В. Ненашева
Аспирант С.И. Астахов
Аспирантка К.Е. Рябина
Южно-Уральский государственный университет, Челябинск

Проанализирована вариабельность сердечного ритма у практически здоровых школьниц в общем режиме дня. В исследовании приняли участие девушки (n=20) 17-18 лет. По результатам нашего исследования длительность интервалов RR в положении стоя снижается на 20%, общая мощность спектра – на 47%, вклад дыхательной регуляции в ортостатическую пробу – на 86% в абсолютных величинах и на 64% – в относительных. Вклад надсегментарного уровня регуляции (VLF/Робщ) и вклад симпатического отдела ВНС (LF/Робщ) увеличились на 41% и 38% соответственно. Индекс напряжения возрос на 28%. Таким образом, мы получили адекватную реакцию показателей гемодинамики на активную ортостатическую пробу. Также выявили различия диапазонов ВСР, обусловленные фазами менструального цикла.

Ключевые слова: вариабельность сердечного ритма, ортостатическая проба, спектральный анализ, индекс напряжения.

Литература

  1. Баранов А.А. Фундаментальные и прикладные проблемы педиатрии на современном этапе / А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина // Рос. педиатр. журнал. – 2005. – № 3. – С. 4–7.
  2. Казин Э.М. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности / Э.М. Казин // Физиология человека. – 2002. –­ Т. 28. –­ № 3. – С. 23­-29.
  3. Михайлов Н.А. Функциональная асимметрия и вариабельность сердечного ритма у школьников / Н.А. Михайлов, Д.А. Димитриев // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5. С. 70-­76.
  4. Михайлова Л.А. Показатели центральной гемодинамики и особенности регуляции сердечного ритма у старшеклассников / Л.А. Михайлова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2013.­ – Т. 13.­ – № 4. – С. 59-­63 .
  5. Петрова В.К. Реакции насосной функции сердца детей и подростков на функциональные нагрузки / В.К. Петрова // Филология и культура . – 2011. – № 25. – С. 82-­84.
  6. Сабирьянова Е.С. Особенности динамики частотно-временных характеристик показателей центрального кровообращения у девочек и девушек в активном ортостатическом положении / Е.С. Сабирьянова, А.Р. Сабирьянов, В.В. Епишев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2013. – Т. 13. –­ № 2. – С. 53-­56.