Регуляция функции внешнего дыхания студентов с различной двигательной активностью

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат биологических наук Р.А. Гайнуллин1
Доктор биологических наук, профессор А.П. Исаев2
Кандидат биологических наук, доцент В.В. Эрлих3
Аспирантка Ю.Б. Кораблева3
1Башкирский государственный университет, Уфа
2Научно-исследовательский центр спортивной науки Южно-Уральского государственного университета, Челябинск
3Институт спорта, туризма и сервиса Южно-Уральского государственного университета, Челябинск

В современной медицинской науке идет дискуссия о правомерности семантики нормы, имеющей более 300 определений. Даны практические (индивидуальные, гендерные) рекомендации по коррекции состояния и подготовленности. Индивидуальность, по мнению Р. Уильямса, есть отклонение от нормы. Генетический полиморфизм свидетельствует о диапазонах вариабельности в референтных границах. Нормологический подход оказался несостоятельным. Применение дисперсионного анализа обнаружило различие в регуляторных процессах функции внешнего дыхания студентов трех групп здоровья. Высокий уровень функционирования отмечен у практически здоровых студентов (1-я группа здоровья), низкий и исключительно низкий соответственно во 2-й группе с незначительными отклонениями и в 3-й – специальной медицинской группе (СМГ) – с нарушенными функциями. Жизнеобеспечение функции внешнего дыхания осуществляется с повышенными энергозатратами. Биологическая надежность организма обследуемых низкая. Прогноз безопасности жизнедеятельности зависит от перераспределения и взаимозаменяемости функций, а также от изменения регуляторных процессов.

Ключевые слова: функция внешнего дыхания, дисперсионный анализ, сравнительные показатели меж- и внутригрупповые, графики средних, вариабельность значений, референтные границы, норма.

Литература

  1. Амосов А.М. Физическая активность и сердце. – 3-е изд., перераб. и доп. / А.М. Амосов, А.Я. Бендет. – Киев: Здоровье, 1989. – 216 с.
  2. Бреслав И.С. Дыхание и мышечная активность человека в спорте: руководство для изучающих физиологию человека / И.С. Бреслав, Н.И. Вояков, Р.В. Тамбовцева. – М.: Советский спорт, 2013. – 336 с.
  3. Гайтон А.К. Медицинская физиология: пер. с англ. / А.К. Гайтон, Дж.Э. Холл / под ред. В.И. Кобрина. – М.: Логосфера, 2008. – 1296 с.
  4. Нефедов В.Б. Рабочая инструкция по проведению и интерпретации результатов исследования функции легких на аппарате серии «Этон» / В.Б. Нефедов. – М., 2001. – 53 с.
  5. Сыркин А.Л. Руководство по функциональной диагностике болезней сердца: науч.-практ. пособие по кардиологии / А.Л. Сыркин, М.Г. Полтавская, Н.А. Новикова, В.П. Седов / под ред. А.Л. Сыркина. – М.: Золотой стандарт, 2009. – 368 с.
  6. Уильямс Р. Биохимическая индивидуальность: монография / Р. Уильямс; пер. с англ. – М.: Иностранная литература, 1960. – 234 с.
  7. Ушаков А.С. Сравнительный анализ показателей физической подготовленности учащихся 11-х классов и студентов 1-го курса обучения / А.С. Ушаков, А.В. Ненашева, Н.Е. Клещенкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – Том 14, № 2. – С. 114-118.