Национальные педагогические традиции в преподавании физической культуры в зарубежных вузах: сопоставительный аспект

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент В.С. Шерин1
Кандидат филологических наук, доцент Е.А. Шерина2
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
2Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск

Активные процессы интернационализации вузов России влияют на совершенствование образовательных технологий, которые демонстрируют всё большую схожесть с зарубежными моделями обучения. Несмотря на все изменения, в российском образовании наблюдается тенденция сохранения и приверженности национальным педагогическим традициям. Физическое воспитание в российских вузах имеет устоявшийся формат и содержание обучения, которые в ряде случаев недостаточно понятны иностранным студентам. Данный факт делает актуальным сопоставительный анализ национальных педагогических традиций в преподавании физической культуры в разных странах, направленный на выявление общности и различий разных систем образования.
Исследование включало в себя анкетирование, которое проводилось в устной и письменной формах на русском и английском языках среди иностранных студентов двух ведущих университетов г. Томска. В исследовании приняли участие 114 студентов из 27 зарубежных стран. Проведенное исследование позволило определить 2 полярные группы: а) страны, чьи национальные педагогические традиции и государственные стандарты аналогичны российским и включают физическую культуру в блок обязательных дисциплин в вузе; б) страны, в которых занятия физической культурой и спортом не мотивируются государством, не регламентируются и не контролируются вузом. В связи с этим при организации занятий по физическому воспитанию для иностранных студентов в российских вузах следует учитывать выявленную специфику, предлагая вариативность специализаций, регулируя интенсивность и методы контроля.

Ключевые слова: физическая культура в вузе, национальные педагогические традиции, анкетирование, сопоставительный анализ.

Использованная литература

  1. Бальсевич В.К. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 1. – С. 10–16.
  2. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 1997. – № 6. – С. 10–15
  3. Цзыпу Ван. Содержание и формы организации физического воспитания в вузах Китайской Народной Республики [Текст]: дис. … канд. пед. наук [РГАФК] / Ван Цзыпу. – М., 1999. – 183 с.