Назначение и вариативность музыкального сопровождения соревновательных программ в художественной и спортивной гимнастике

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор О.Г. Румба1
Ю.Р. Нигматулина2
1Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
Санкт-Петербург

В статье в контексте двойного назначения музыкального сопровождения в технико-эстетических видах спорта (ТЭВС) – технического и художественного – раскрывается значимость его оптимального выбора как фактора, определяющего гармоничное воплощение технической и художественной линий соревновательных композиций. С целью определения тенденций музыкальных предпочтений и обозначения доступных средств пластической выразительности в ТЭВС авторами проводится исследование особенностей музыкального сопровождения соревновательных программ по спортивной и художественной гимнастике за последние 15 лет – с 2000 по 2015 г. Экспериментальную выборку составили композиции, представленные на 28 крупных соревнованиях по спортивной гимнастике (969 композиций) и 44 соревнованиях по художественной гимнастике (2563 композиции). Для проведения ретроспективного анализа полученные данные распределены на три группы: 2000-2005 гг., 2006-2010 гг., 2011-2015 гг. По результатам исследования сделан вывод о преимущественном использовании народно-характерной, инструментальной, классической музыки, а также музыки из кинофильмов. Обосновывается предположение, что это связано с высоким эмоционально-выразительным потенциалом такой музыки, позволяющей гимнастке создать пластический образ лишь незначительными штрихами, что крайне важно в условиях увеличивающейся технической сложности и плотности соревновательных программ.

Ключевые слова: технико-эстетические виды спорта, музыкальное сопровождение, спортивная гимнастика, художественная гимнастика, соревновательные программы, особенности музыкального сопровождения.

Литература

  1. Воскресенская Л.П. Исследование роли чувства ритма в повышении технического мастерства спортсменов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л.П. Воскресенская. – М., 1969. – 14 с.
  2. Карпенко Л.А. О выразительности, артистизме, эмоциональности в гимнастике / Л.А. Карпенко, О.Г. Румба // Вестник спортивной науки. – 2013. – № 3. – С. 14–17.
  3. Карпенко Л.А. Спортивно-массовое направление в развитии современной художественной гимнастики / Л.А. Карпенко, Ю.Р. Нигматулина // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 2. – С. 42–44.
  4. Румба О.Г. Особенности музыкального сопровождения соревновательных программ по спортивным видам гимнастики / О.Г. Румба // Гимнастика: сб. науч. тр.; под ред. Р.Н. Терехиной, Н.Н. Венгеровой, Л.В. Люйк. – СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. – Вып. 4. – С. 78–83.
  5. Румба О.Г. О «техническом» и «художественном» назначениях музыкального сопровождения в технико-эстетических видах спорта / О.Г. Румба // Культура физическая и здоровье. – 2007. – Вып. 4(14). – С. 57–59.