Направленность и результативность компетентностного подхода в физическом воспитании школьников с отклонениями в состоянии здоровья

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова
Г.Б. Глазкова
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань

Для школьников с отклонениями в состоянии здоровья характерен низкий уровень мотивации к жизненно необходимой двигательной активности. Данная проблема может быть решена средствами компетентностного подхода.
В статье дается обоснование и раскрываются особенности компетентностного подхода в физическом воспитании школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Представлены ключевые ценностно-смысловые компетенции, механизмы, способы и критерии диагностики их формирования у занимающихся. Внедрение предложенного авторского подхода в физкультурно-образовательную практику способствует развитию у данной категории учащихся познавательного интереса, устойчивой внутренней мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями и привитию вторичной потребности в здоровом образе жизни.

Ключевые слова: школьники с отклонениями в состоянии здоровья, физкультурно-оздоровительная деятельность, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, компетенция, компетентность, компетентностный подход.

Литература

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М., 1983. – Т. 3. История развития высших психических функций. – 144 с.
  2. Глазкова Г.Б. Применение информационно-коммуникационных технологий в физкультурно-образовательном процессе школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья / Г.Б. Глазкова, Л.А. Парфенова // Научное мнение. – 2014. – № 9(2). – С. 151–158
  3. Дуркин П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре: учеб. пособие для факультетов физической культуры / П.К. Дуркин. – Архангельск: Литера, 1996. – 120 с.
  4. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман / Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 184 с.
  5. Парфенова Л.А. Интегративный подход в физическом воспитании школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья: монография / Л.А. Парфенова. – Ульяновск: УлГПУ, 2013. – 160 с.
  6. Парфенова Л.А. Организационно-содержательные аспекты физического воспитания учащихся среднего школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья. / Л.А. Парфенова, Г.Б. Глазкова, С.Н. Ключникова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2012. – Т. 25. – № 4. – С. 116–124.
  7. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования. – М.: Омега, 2012. – 17 с.
  8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской / Доклады 4-й Всерос. дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа – 10 сентября 2002 г.). – http:// www.eidos.ru/conf/
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.