Ситуативная тревожность в стратегии адаптации к тренировочному процессу начинающих спортсменов и кандидатов в мастера спорта, занимающихся боксом

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент С.И. Анфимова
Аспирант Ю.Б. Погребак
Магистрант В.М. Федышин
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,
Екатеринбург

В стратегии адаптации к тренировочному процессу боксеров доминируют следующие виды ситуативной тревожности: у начинающих – страхи, связанные с социальными контактами (особенно со сверстниками), а у кандидатов в мастера спорта (КМС) – страхи, сопряженные с публичной демонстрацией профессиональных умений, особенно страхи их оценки со стороны тренера.
В результате проведенного исследования выявлена разница в стратегии адаптации к тренировочному процессу начинающих боксеров и КМС, занимающихся боксом, сущность которой заключается в следующем:
– до тренировок: у начинающих боксеров на фоне общего эмоционального напряжения умеренной интенсивности ведущим фактором стратегии адаптации является страх в отношениях с тренером; а у КМС – на фоне психофизиологической стрессоустойчивости ведущим фактором стратегии адаптации оказывается страх самовыражения;
– после тренировок: у начинающих боксеров в стратегии адаптации доминирует страх не соответствовать ожиданиям окружающих, особенно сверстников; а у КМС ведущим фактором является страх ситуации публичной оценки знаний и умений боксера.
Ключевые слова: ситуативная тревожность, стратегия адаптации, тренировочный процесс, начинающие боксеры, кандидаты в мастера спорта.

Литература

  1. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: автореф. дис. … канд. псх. наук / Л.М. Аболин. – М., 2002. – 43 с.
  2. Астапов В.М. Регуляторные функции тревоги в целесообразной деятельности человека / В.М. Астапов. – Киев: объединение «Высшая школа», 2004. – 230 с.
  3. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – М.: Альфа-М, 2003. – 351 с.
  4. Бароненко В.А. Значимость эмоционального статуса умственной работоспособности на адаптацию студентов технической специальности, занимающихся игровыми видами спорта / В.А. Бароненко, С.И. Бугреева, В.В. Бароненко // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: матер. III Междунар. науч.-практ. конф. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – С. 116–119.
  5. Бароненко В.А. Роль усиленного режима двигательной активности в развитии психофизиологических качеств лицеистов-старшеклассников физико-математической специализации / В.А. Бароненко, С.И. Бугреева // Научные труды XII отчетной конференции молодых ученых ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2007. – С. 81–82.
  6. Елисеев Е.В. Помехоустойчивость организма спортсмена: структура, механизмы, адаптация / Е.В. Елисеев. – Челябинск: Изд-во «ЭКОДОМ», 2003. – 357 с.
  7. Иберла К. Факторный анализ / К. Иберла. – М.: Наука, 1999. – 350 с.
  8. Карриер Д. Эволюция на кулаках / Д. Карриер, М. Морган. – М., 2012.
  9. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия учащихся: метод. реком. / Г.А. Карпова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2001. – 35 с.
  10. Лоренц К. Эволюция и изменение поведения / К. Лоренц. – М.: Прогресс, Универс, 1956. – 219 с.
  11. Морган У.П. Ситуативная тревога и результативность деятельности / К.А. Эликсон, У.П. Морган // Вопросы психологии. – 2003. – №3. – С. 54–60.
  12. Прихожан А.М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления / А.М. Прихожан. – М., 2007. – 330 с.
  13. Прихожан А.М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростов: дис. … канд. псх. наук / А.М. Прихожан. – М., 2004. – 230 с.
  14. Симонов П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов. – М.: Наука, 1981. – 330 с.
  15. Фомин Н.А. Адаптация: общебиологичесие и психофизиологические основы / Н.А. Фомин. М., 2003. – 382 с.