Синергетическое моделирование сенситивных периодов развития двигательных способностей школьников

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор медицинских наук, профессор С.Н. Симонов1
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Частихин2
Доктор медицинских наук, профессор А.В. Гулин1
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин3
1Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов
2Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Министерства обороны Российской Федерации, Воронеж
3Сургутский государственный университет, Сургут

Обосновывается теоретическая модель сенситивных периодов развития двигательных способностей детей и подростков школьного возраста в рамках парадигмы синергетического подхода Германа Хакена. Утверждается, что периоды наибольшей чувствительности к внешним воздействиям полностью совпадают с понятием «бифуркация», а последующее устойчивое развитие полностью вписывается в понятие «аттрактор». Показано, что «выбор» аттрактора в рамках сенситивных периодов зависит от степени физической нагрузки в период предыдущего развития. Предполагается, что дети-инвалиды в силу отсутствия физической нагрузки «пропускают» период перехода на более высокий уровень развития двигательных способностей и поэтому отстают от сверстников на 2-3 года.

Ключевые слова: синергетика, сенситивные периоды развития, моделирование, кинезиология, теория развития, физическое воспитание.

Литература

  1. Гужаловский А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза и ее значение для теории и практики физического воспитания / А.А. Гужаловский // Очерки по теории физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – С. 211–223.
  2. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: дис. ... докт. пед. наук / А.А. Гужаловский. – М., 1979. – 342 с.
  3. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. – 896 с.
  4. Пригожин И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. / Общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича и Ю.В. Сачкова / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М.: Прогресс, 1986. – 432 с.
  5. Симонов С.Н. Синергетический подход в педагогике / С.Н. Симонов, О.В. Капаев // Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 8. – С. 29–31.
  6. Симонов С.Н. Синергетическая модель сенситивных периодов развития двигательных способностей / С.Н. Симонов, А.А. Частихин, Е.Г. Матвеев // Вестник Тамбовского Университета. Сер. Естественные и технические науки. – 2012. – Т. 17. – Вып. 4. – С. 1314–1317.
  7. Сухарев А.Г. Закономерности роста и развития детей и подростков / А.Г. Сухарев. – М.: РМАПО, 2012. – 30 с.
  8. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. – М.: Медицина. 1991. – 272 с.
  9. Таланчук Н.М. Системно-синергетическая философия как методология современной педагогики / Н.М. Таланчук // Магистр. –1997. – С. 32–41.
  10. Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах: Пер. с англ. / Г. Хакен. – М.: Мир, 1985. – 423 с.
  11. Цыкин В.А Философия самоорганизации сложных систем / В.А. Цыкин. – Сумы: СГПУ, 2001. – 196 с.
  12. Шаронин Ю.В. Синергетика в управлении учреждениями образования / Ю.В. Ширин // Высшее образование. – 1999. – № 4. – С. 14–18.