Факторы обусловленности здоровья и здоровьеориентированного поведения школьников разных половозрастных групп

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.Э. Пахомова
Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Ирхин
Кандидат педагогических наук Л.А. Кадуцкая
Белгородский государственный национальный исследовательский
университет, Белгород

Статья посвящена выявлению факторов, обусловливающих здоровье и здоровьеориентированное поведение школьников 11, 13 и 15 лет по данным массового социологического опроса, проводимого по программе международного проекта «Health Behaviourin School-Aged Children» (HBSC); анализу за последние 10 лет материалов эксперимента по созданию школ здоровья Белгородской области. Общий контингент испытуемых составил свыше
10 000 школьников.
В зависимости от возраста и половой принадлежности выделено от 2 до 6 факторов. В состав генерального фактора вошли переменные, характеризующие физическую активность, самооценку уровня физической подготовленности и уровня знаний школьников по физической культуре. В старших классах выявлена биполярная структура генерального фактора, где показатели физической активности имеют достоверно высокие корреляционные связи с жизненными ценностями. Выявлен ряд факторов, характеризующих положительное отношение старших школьников к вредным привычкам. Установлено, что одним из важнейших факторов, благотворно влияющих на поведение и здоровье подростков, является создание целостных педагогических систем школ здоровья. Внедренный в Белгородской области с 1 сентября 2014 г. в пилотном режиме комплекс ГТО стал фактором массового привлечения школьников к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: школьники, факторы здоровья и поведения, школа здоровья.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – 220 с.