Процессуальная модель системы формирования базовой личностной физической культуры детей дошкольного возраста

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Н.И. Дворкина1
Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева2
Доктор педагогических наук, профессор С.М. Ахметов1
1Кубанский государственный университет физической культуры, спорта
и туризма, Краснодар
2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Теоретико-методическими основами построения процесса формирования базовой личностной физической культуры ребенка дошкольного возраста являются: обеспечение учета возможностей детей на этапах онтогенеза при решении задач, применении средств и технологий; опора на ресурс личностной физической культуры родителей и других старших в ходе физического воспитания; применение физического воспитания и формирование базовой личностной физической культуры как направления и средства целостного развития ребенка; обеспечение интеграции процессов физического, двигательного, психологического, интеллектуального, социального развития, физической подготовки в дошкольном онтогенезе; обеспечение единонаправленного воспитательного воздействия всех участников процесса для формирования компонентов базовой личностной физической культуры ребенка дошкольного возраста, охраны его здоровья и жизни; своевременное выявление взрослыми рисков и заболеваний, противодействие им с помощью правильно выстроенной стратегии поведения; обеспечение здорового и правильно организованного жизненного пространства и пространства физического воспитания ребенка в условиях дома и других институтов воспитания.
Процессуальная модель системы формирования базовой личностной физической культуры ребенка на этапах дошкольного онтогенеза включает в себя: семью, дошкольные, медицинские и спортивные образовательные учреждения.

Ключевые слова: базовая физическая культура личности, дошкольники, развитие, педагогическая система.

Использованная литература

  1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов // Акад. пед. и соц. наук. – М.: Психол.-соц. инст.; М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 768 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 1996. – 420 с.
  4. Демидова Е.В. Педагогическая система направленного становления личности детей 3-10 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии: дис. … докт. пед. наук / Е.В. Демидова. – Краснодар, 2004. – 391 с.
  5. Кравцов Г.Г. Формирование личности в процессе обучения (дошко­льный и младший школьный возраст): дис. ... докт. псх. наук / Г.Г. Кравцов. – М., 1995. – 288 с.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл; Академия, 2004. – 346 с.
  7. Лисина М.И. Общение, личность и психическое развитие ребенка / М.И. Лисина / под ред. А.Г. Рузской. – М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЕК»,1997. – 383 с.
  8. Макаренко А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. – М.: Полит. литер., 1988. – 256 с..
  9. Мацковский А.X. Семья на пороге третьего тысячелетия / А.X. Мацковский. – М., 1995. – 237 с.
  10. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.,  1994. – 680 с.
  11. Попов Г.Г. Реализация ценностного потенциала физической культуры в образовательном процессе детей дошкольного возраста: дис. … докт. пед. наук / Г.Г. Попов. – Магнитогорск, 2011. – 350 с.
  12. Фельдштейн Д.И. Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 1981. – № 6. – С. 36–46.
  13. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология / Д.И. Фельдштейн. – М., 2002. – 432 с.
  14. Харитонова И.В. Особенности социального интеллекта старших дошкольников и его развитие средствами психогимнастики: дис. ... канд. псх. наук / И.В. Харитонова. – Краснодар, 2006. – 176 с.
  15. Шебеко В.Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры: дис. … докт. пед. наук / В.Н. Шебеко. – М., 2011. – 48 с.
  16. Щедровицкий Г.П. Теория деятельности и её проблемы / Г.П Щедровицкий // Философия, наука, методология. – 1997. – С. 245–268.