Возможно ли в России здоровьеформирующее образование?

Фотографии: 

ˑ: 

Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор В.И. Загвязинский
Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей
Тюменский государственный университет, Тюмень

В статье раскрыт ряд назревших, но пока не решенных проблем отечественного образования в контексте формирования здоровья учащихся. Приводятся данные о состоянии здоровья подрастающего поколения и реальные меры, направленные на формирование здоровья и совершенствование физического воспитания обучающихся.
Усилия государства привести образование в соответствие с вызовами постиндустриальной культурной эпохи нередко в силу недостаточной научной проработанности сводились к «непоследовательному революционизированию». Делалось многое, но зачастую «по образцу» и не всегда во благо здоровья и реализации личностного потенциала учащихся, хотя надежды на обоснованные здоровьеформирующие «динамические перемены» у педагогической общественности, родителей и детей все-таки есть!
В числе стратегических целей обозначены: ориентация на гуманистические ценности, утверждение приоритетной роли образования в социально-экономическом развитии общества и государства, приоритет воспитания, в том числе физического, в структуре самого образования.

Ключевые слова: здоровье учащихся, тенденции развития отечественного образования и физического воспитания, стратегические цели здоровьеформирующего образования и физического воспитания.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Конверсия основных положений теории и спортивной подготовки в процессе физического воспитания / В.К. Бальсевич, Г.Г. Наталов, Ю.К. Чернышенко // Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 6. – С. 15.
  2. Бальсевич В.К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2004. – № 5. – С. 19–20.
  3. Бальсевич В.К. Здоровьесберегающая функция образования /В.К. Бальсевич // Образовательная политика.– 2007. – № 6. – С. 4.
  4. Буров А.Э. Результаты мониторингового исследования двигательного развития студенческой молодежи на основе апробации физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / А.Э. Буров, О.А. Ерохина, О.В.Федорова, Т.В. Соколкова // Фундаментальные исследования: Педагогические науки. –2014. – № 6. – С. 1278–1281.
  5. Вавилов Ю.Н. Спортивно-оздоровительная программа «Президентские состязания» (авторский проект) / Ю.Н. Вавилов, Д.Ю. Вавилов // Теория и практика физ. культуры. – 1997. – № 6. – С. 51–54.
  6. Загвязинский В.И. Актуальные проблемы развития отечественного образования / В.И. Загвязинский // Вестник Тюменского государственного университета. – 2014. – № 9. – С. 7–16.
  7. Лубышева Л.И. Исследование особенностей здоровья и поведения российских школьников / Л.И. Лубышева, А.В. Малинин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – № 6. – С. 16.
  8. Манжелей И.В. Задачи физического воспитания в контексте тенденций развития современного образования / И.В. Манжелей // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – № 3. – С. 10–14.