Олимпизм как философия и практика здорового образа жизни

Фотографии: 

ˑ: 

Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор В.Л. Пашута
Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Никольская
Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Формирование здорового образа жизни человека в соответствии с принципами олимпизма включает в себя два взаимодополняющих направления – духовно-нравственное и физическое. Теоретический (философский) аспект, таким образом, в большей степени направлен на передачу знаний о международных культурных исторических реалиях, создание морально-нравственных установок личности. Практический аспект предполагает освоение обучающимися здорового образа жизни, осуществление систематической работы, направленной на освоение профессиональных знаний, практических умений и навыков в соответствующем контексте, развитие положительных спортивных личностных качеств, необходимых как действующим спортсменам, так и человеку в повседневной деятельности, проведение спортивных мероприятий, организацию активного досуга, популяризацию спортивных достижений на примере известных спортсменов-олимпийцев.
Изучение особенностей современного олимпийского движения, образования, а также основных принципов олимпизма применительно к формированию здорового образа жизни человека позволяет сделать вывод о том, что реализация выделенных авторами теоретического (философского) и практического аспектов будет способствовать повышению общекультурного уровня, формированию культуры межнационального общения как показателя образованности человека и уровня развития конкретного общества в системе общемировых отношений, а также улучшению здоровья нации в целом.

Ключевые слова: олимпизм, олимпийское движение, физическая подготовка, физическое развитие, международный, наднациональный, здоровый образ жизни, обучающиеся.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. – 1990. – № 1. – С. 22–26.
  2. Ганьшина Г.В. Формирование здорового образа жизни молодежи средствами рекреативных технологий: дис…. канд. пед. наук / Г.В. Ганьшина. – Тамбов, 2005. – 233 с.
  3. Олимпийская хартия / пер. с англ. – М.: Советский спорт, 1996. – 96 с.
  4. Олимпийский комитет России [Электронный ресурс] // URL: http://www.olympic.ru/ (дата обращения: 05.06.2015).
  5. Пашута В.Л. Особенности применения принципов олимпизма в процессе физической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации / В.Л. Пашута, А.С. Никольская // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 9. – С. 19–21.
  6. Пашута В.Л. Феномен олимпийского образования в контексте общей физической подготовки обучающихся в военно-учебных заведениях / В.Л. Пашута, А.С. Никольская // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. – 2012. – № 4 (Ч. 1). – С. 19–22.
  7. Перов А.П. Физическая культура и здоровый образ жизни / А.П. Перов. – Липецк: Изд-во Липецк, экол.-гуманит. ин-та, 2001. – 131 с.
  8. Родиченко B.C. Олимпийское движение в канун III тысячелетия: гармонизация интересов / В.С. Родиченко // Спорт, духовные ценности, культура. – Вып. II: Гуманистические идеалы, идеи олимпизма и мир современного спорта: Сб. / Сост. и ред.: В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. – С. 95–102.