Биологические аспекты адаптации современных студентов

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат биологических наук C.В. Михайлова
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, Арзамас

С целью изучения состояния здоровья современных студентов использованы результаты комплексных медицинских обследований 155 студентов 18-19 лет Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета (55 юношей и 90 девушек) на базе Центра здоровья г. Арзамаса. Программа обследования включала анкетирование, антропометрию, определение биологического возраста, кардиоинтервалографию. Выявлено, что большинство современных студентов имеют ускоренный темп старения организма. Высокий уровень приспособительных возможностей у большей части студентов осуществляется высокой ценой адаптации на фоне ускоренного темпа течения биологического возраста, что может привести к преждевременному расходованию внутренних резервов и истощению организма, следствием чего будут различные функциональные отклонения и заболевания. 
 
Ключевые слова: здоровье, студенты, биологический возраст, замедленный и ускоренный темп старения, адаптация.
 
Литература
  1. Агаджанян Н.А. Здоровье студентов / Н,А. Агаджанян, В.П. Дегтярев, Е.И. Русанова. – М.: Российский университет дружбы народов, 1997. – 199 с.
  2. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Медицина,1997. – С. 43–53.
  3. Войтенко В.П. Здоровье здоровых: введение в сонологию / В.П. Войтенко. – Киев: Здоровье, 1991. – 246 с.
  4. Гланц С. Медико-биологическая статистика / С. Гланц. – Пер. с англ. – М.: Практика, 1998. – 459 с.
  5. Калюжный Е.А. Функциональная адаптация сердечно-сосудистой системы учащихся младших классов по данным проспективного наблюдения: автореф. дис. … канд. биол. наук / Е.А. Калюжный. – Нижний Новгород, 2003. – 20 с.
  6. Калюжный Е.А. Применение метода индексов при оценке физического развития студентов / Е.А. Калюжный, С.В. Михайлова, В.Ю. Маслова // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2014. – № 1(121). – С. 21–27.
  7. Калюжный, Е.А. Результаты мониторинга физического здоровья студентов на основе активной самооценки / Е.А. Калюжный, Ю.Г. Кузмичев, С.В. Михайлова, В.Ю. Маслова // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2012. – № 4. – С.133–137.
  8. Комплексная оценка физического развития школьников. Методические указания / Е.А. Калюжный [и др.] – Арзамас: АГПИ, 2012. – 80 с.
  9. Мысина Т.Ю. Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов вуза / Т.Ю. Мысина // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2011. – № 2(10). – С. 46–57.
  10. Панихина А.В. Физиологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе / А.В. Панихина // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. – 2011. – Т. 151. – № 3. – С. 248–250.
  11. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об обще-российской системе мониторинга состояния физического здоро-вья населения, физического развития детей, подростков и моло-дежи». – М., 2001.
  12. Приказ МЗ и соц. развития РФ от 19 августа 2009 г. N 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
  13. Раевский Р.Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов / Р.Т. Раевский, С.М. Канишевский. – Одесса: Наука и техника, 2008. – 556 с.
  14. Усова Е.В. Разработка и внедрение программы по укреплению здоровья студентов / Е.В. Усова, Л.М. Качалова // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: материалы международного конгресса. – М., 2004. – Ч. III. – С. 217–219.
  15. Ушакова Я.В. Здоровье студентов и факторы его формирования / Я.В. Ушакова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2007. – № 4. – С. 197–202.