Системный подход к разработке модели формирования оптимального предстартового состояния

ˑ: 

Кандидат технических наук, доцент П.В. Хало1
Г.В. Хвалебо3
Доктор педагогических наук, профессор И.М. Туревский2
1,3Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного
экономического университета (РИНХ), Таганрог
2Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого, Тула

Статья посвящена актуальной проблеме разработки средств и методов развития навыков формирования оптимального предстартового или предсоревновательного состояния спортсмена. Приводится краткий исторический анализ поиска решений и состояния проблемы на текущий момент времени. В статье обосновывается новый системный подход к построению биолого-математической модели формирования предстартового состояния спортсмена, основанной на рассмотрении стремления спортсмена к достижению максимального спортивного результата как к формирующейся с этой целью функциональной системе, включающей три иерархически организованных уровня управления: вегетативный, психологический и социальный. Предлагаются математические методы вычисления критерия оптимального предстартового и предсоревновательного состояний и величины вклада каждого из предложенных уровней управления на основе уменьшения в функциональной системе энтропии С. Кульбака. В целом делаются выводы о том, что методы формирования оптимального предстартового состояния будут более эффективными, если учитывать наличие иерархии факторов актуальных потребностей, индивидуально-психофизиологические особенности спортсмена; причинно-следственные факторы тренировочного цикла и исходный уровень сформированности различных компонентов предсоревновательного состояния по каждому из иерархических уровней управления.

Ключевые слова: предстартовые состояния, функциональные системы, энтропия, сигнальные системы.

Использованная литература

  1. Галалу В.Г. Системный подход в методе транскраниальной электростимуляции / В.Г. Галалу, П.В. Хало // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2006. – № 6 (61). – С. 281–287.
  2. Орлов А.А. Оценивание профессиональных компетенций будущего учителя ФК как средство развития ценностного отношения к здоровьесбережению школьников / А.А. Орлов, С.В. Пазухина, И.М. Туревский // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 11. – С. 98–101.
  3. Сетяева Н.Н. Психическая саморегуляция в подготовке спортсменов высокой квалификации циклических видов спорта: монография [Текст] / Н.Н. Сетяева, А.В. Фурсов. – Сургут: РИО СурГПУ, 2010. – 203 с
  4. Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте / В.Ф. Сопов. – М.: Департамент физической культуры и спорта города Москвы, 2010. – 116 с.
  5. Хало П.В. Исследование принципов построения и разработка биотехнических систем для повышения эффективности оценки и коррекции психофизиологического состояния человека-оператора: автореф. дис. … канд. тех. нау / П.В. Хало. – Таганрог, 2007. – 16 с.