Структурно-функциональная модель педагогической технологии формирования личностной физической культуры этнофоров

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент С.-А.М. Аслаханов
Чеченский государственный педагогический институт. Грозный, Россия

Работа посвящена рассмотрению базовых ценностей этнопедагогики физического воспитания, механизмов их влияния на вектор и содержание компонентных элементов педагогической технологии формирования личностной физической культуры на основе общих и частных дидактическихзакономерностей.
Цель работы заключается в научном обосновании и разработке модели педагогической технологии физического воспитания этнофоров, базирующегося на ценностном потенциале этнопедагогики и современной системы физической культуры.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы методы, адекватные предмету исследования:
– теоретические и общенаучные: логико-аналитические, общая теория построения систем, моделирование;
– эмпирические: опрос, наблюдение, изучение и обобщение опыта психолого-педагогической деятельности в системе физического воспитания этнофоров, педагогический эксперимент, анкетирование и тестирование учащейся молодежи.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что разработанная модель педагогической технологии физического воспитания этнофоров, базирующегося на ценностном потенциале этнопедагогики и современной системы физической культуры, более эффективно содействует формированию личностной физической культуры учащейся молодежи.

Ключевые слова: модель, педагогическая технология, система, физическое воспитание, этнологическая физическая культура, этнопедагогика, этнофор.

Литература

  1. Арсалиев Ш.М-Х. Методология современной этнопедагогики / Ш.М-Х. Арсалиев. – М.: Гелеос АРВ, 2013.  – 319 с.
  2. Аслаханов С.-А.М. Педагогическая концепция развития системы физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики: автореф. … докт. пед, наук / С.-А.М. Аслаханов. – Майкоп, 2013. – 50 с.
  3. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков, молодежи России / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 3. – С. 2–4.
  4. Демкина Е.В. Проектирование образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов: автореф. дис. … докт. пед, наук / Е.В. Демкина. – Майкоп, 2013. – 50 с.
  5. Курысь В.Н. Что есть от культуры в предмете и занятиях по физической культуре: проблема детской антропологии / В.Н. Курысь // Матер. всерос. науч. конф. – Ставрополь: Кавказский край, 2001. – С. 139–142.
  6. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 1999. – № 6. – С. 10–15.
  7. Минбулатов В.М. Программа. Народная система физического воспитания дагестанцев / В.М. Минбулатов, С.М. Гаджиагаев. – Махачкала: Дагестан. гос. пед, ун-т, 2001. – 16 с.
  8. Мусханова И.В. Этнопедагогизация формирования личности в образовательном пространстве Чеченской Республики: дис. ... докт. пед, наук / И.В. Мусханова. – Владикавказ, 2012. – 375 с.
  9. Ученова В.В. Реклама и массовая культура: служанка или госпожа?: учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» и «Реклама» / В.В. Ученова. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 232 с.
  10. Чермит К.Д. Направления социализации и формирования базовой личностной физической культуры обучающихся / К.Д. Чермит, Н.К. Куприна, А.Л. Чувакин // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: матер. Третьего междунар. науч. конгресса / под ред. В.К. Пельменева; БФУ им. И. Канта. – Калининград, 2013. – С. 98–100.
  11. Эльмурзаев М.А. Физическое воспитание старшеклассниц сельских школ с использованием национальных танцев и игровых средств: автореф, дис. … канд. пед, наук / М.А. Эльмурзаев. – СПб., 1993. – 20 с