Шахматы как многокомпонентый вид адаптивной физической культуры

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова
Доктор педагогических наук А.С. Махов
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Алифиров
Российский государственный социальный университет, Москва

Дано теоретико-методологическое обоснование шахмат как полноправного, но специфического вида адаптивной физической культуры (АФК). Произведена классификация компонентов шахмат как вида АФК, а именно: адаптивного шахматного обучения и спорта, психофизической шахматной рекреации и реабилитации, креативной умственно-ориентированной шахматной практики и экстремальных видов психофизической шахматной активности. В рамках исследования разработана программа дополнительного профессионального образования «Основы адаптивного шахматного спорта, обучения и рекреации». В процессе адаптивного шахматного обучения 997 студентов в течение одного учебного года развиваемые профессионально значимые психофизические качества улучшаются до 30%. Коэффициент интеллекта IQ в среднем возрастает до 115-120 единиц, что подтверждает положительную динамику развития интеллектуально-деятельностного потенциала индивида. Развитию профессионально значимых для будущей трудовой деятельности качеств способствует сходность общих и специальных компетенций шахматистов и специалистов, в том числе: объективная оценка и прогнозирование, предвидение результатов деятельности, самодисциплина, критический самоанализ, волевые черты характера.

Ключевые слова: адаптивное шахматное обучение, студенты, адаптивный шахматный спорт, концепция гуманизма, адаптивная физическая культура, программированное обучение.

Литература

  1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учеб. пособие / под общ. ред. проф. С.П. Евсеева.– М.: Советский спорт, 2014. – 298 с.
  2. Алифиров А.И. Влияние игры в шахматы на психофизиологическую деятельность различных систем организма / А.И. Алифиров, А.В. Зарывкина // Актуальные проблемы развития современной науки и образования: Сб. науч. тр. по матер. Международной науч.-практ. конф. 30 апреля 2015 г.: в 5 частях. Ч. IV. – М.: «АР–Консалт», 2015 г. – С. 13–15.
  3. Михайлова И.В. Технология адаптивного шахматного обучения детей инвалидов / И.В. Михайлова, С.В. Шмелева, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 7. – С. 38–41.
  4. Столяров В.И. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте. Философия спорта: учебник / В.И. Столяров, А.А. Передельский. – М.: Советский спорт, 2015. – 461 с.