Развитие гибкости на этапе начального обучения в художественной гимнастике

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Г. Печеневская1
Магистрант Е.В. Карташова1
Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Коричко2
Кандидат педагогических наук, доцент Г.Н. Пшеничникова1
1Сибирский государственный университет физической культуры, Омск
2Нижневартовский государственный университет физической культуры, Нижневартовск

Цель исследования – разработка методики развития гибкости на начальном этапе обучения девочек 4-5 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Разработаны упражнения, направленные на развитие гибкости и распределенные по «станциям» для организации занятий «по кругу». В комплексе упражнений для развития гибкости у девочек 4-5 лет учитывались их возрастные особенности. Гимнастки 4-5 лет в конце учебного года принимали участие в соревнованиях. Программа соревнований включала в себя выполнение упражнения без предмета, выполнение упражнения со скакалкой. По результатам соревнований был составлен протокол, который использовался нами для проведения корреляционного анализа. Для определения эффективности учебно-тренировочных занятий в контрольной и экспериментальной группах проводилось этапное исследование развития гибкости.
Выявлена и подтверждена эффективность применения комплексов упражнений на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике. Показатели гибкости в экспериментальной группе достоверно выше (р < 0,05), чем в контрольной, что свидетельствует о положительном влиянии разработанной нами методики с организацией занятия по кругу для 4-5 лет занимающихся художественной гимнастикой.

Ключевые слова: гибкость, художественная гимнастика, упражнения по кругу, игровой метод, девочки 4-5 лет.

Литература

  1. Аспекты подготовки в технико-эстетических видах спорта: монография / под ред. Г.Н. Пшеничниковой, Г.В. Поваляевой. – Омск: СИБГУФК,2014. – 208 с.
  2. Власова О.П. Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: автореф. дис. … канд. пед. наук / О.П. Власова. – Омск, 2011. – 23 с.
  3. Говорова М.А. Специальная физическая подготовка юных спорт­сменок высокой квалификации в художественной гимнастике: учеб. пособие / М.А. Говорова.  – М.: Всерос. фед. худ. гимн., 2001. – 50 с.
  4. Горбачева Ж.С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ж.С. Горбачева. – СПб., 2000. – 23 с.
  5. Горохова В.Е. Специальная физическая подготовка гимнасток к выполнению серий из элементов повышенной трудности: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.Е. Горохова. – М., 2002. – 26 с.
  6. Круговая тренировка (Теорет., метод. и орг. основы одной из соврем. форм использования физ. упражнений в школе и спортивной тренировке). [Пер. с нем.] / [Под общ. ред. и с предисл. Л.П. Матвеева]. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 165 с.
  7. Пшеничникова Г.Н. Обоснование рассредоточенного применения упражнений на гибкость в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки / Г.Н. Пшеничникова, О.П. Власова, Ю.В. Коричко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 5. – С. 42–48.
  8. Пшеничникова Г.Н. Обучение элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: учеб. пособие / Г.Н. Пшеничникова, О.П. Власова. – Омск: Изд-во СИБГУФК, 2013. – 187 с.
  9. Художественная гимнастика: Правила судейства. – ФИЖ, 2013 – 2016. –130 с.
  10. Художественная гимнастика: учебник/ Под общ. ред. П.А. Карпенко. – М., 2003. – 382 с.