Кинезиологический подход как методология современной спортивной науки и практики

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1, 2
Кандидат педагогическихнаук, доцент А.И. Загревская2
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2Томский государственный университет, Томск

В спортивной науке обозначились методологические векторы, способные направить теорию и спортивную практику на эффективное формирование кинезиологического потенциала человека. Пересмотр традиционных взглядов на организацию тренировочного процесса привел к необходимости разработки инновационной парадигмы спортивной науки, рассмотрению кинезиологического знания. По мнению авторов, основным методологическим подходом в развитии современной спортивной науки мог бы стать кинезиологический подход. Цель исследования – научно обосновать методологию кинезиологического подхода в спортивной науке и практике. В ходе исследования выявлено, что кинезиологический подход в развитии спортивной науки и практики базируется на метапредметном научном знании о движении и двигательной активности человека – кинезиологии и опирается на идеи антропокосмизма, педагогической антропологии о целостности и неделимости духовной и биологической природы человека, единстве общего, особенного и единичного в каждом человеке, совокупности умственного, нравственного и физического в его развитии; на человекотворческом характере культуры, а также на концепции возрастной эволюции моторики человека и реализуется на основе антропных образовательных технологий.

Ключевые слова: методология, метанаучное знание, кинезиология, спортивная наука, спортизация.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. – М.: Советский спорт. – 2009. – 220 с.
  2. Ибрагимов М.М. Философия спорта как новый антропологический проект: монография / М.М. Ибрагимов. – К.: НУФВСУ,изд-во «Олимп.лит.», 2014. – 296 с.
  3. Манжелей И.В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. – 2005. – 208 с.