Занятия спортом как фактор формирования социальной компетентности младших подростков

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент З.С. Варфоломеева
Аспирант А.П. Михайлов
Доктор педагогических наук, доцент С.И. Изаак
Череповецкий государственный университет, Череповец

Цель исследования – оценить влияние образовательного пространства детско-юношеской спортивной школы на формирование социальной компетентности младших подростков. В статье представлены некоторые теоретические предпосылки изучения данной проблемы и результаты эмпирического исследования.
В условиях модернизации системы дополнительного образования детей ДЮСШ призвана не только укреплять здоровье юных спортсменов, но и способствовать их социализации. Для эффективной социализации детей и подростков содержание образования, образовательные технологии,  межличностные взаимоотношения и взаимодействия в ДЮСШ должны максимально соответствовать спортивной культуре. Хотя чрезмерная ориентация на институт спорта не позволяет спортивной школе полноценно решать образовательные задачи на практике, образовательное пространство ДЮСШ может способствовать формированию социальной компетентности личности. В исследовании приняли участие 40 спортсменов 11-летнего возраста, занимающихся хоккеем. Для оценки социальной компетентности младших подростков использовалась методика «Шкала социальной компетентности» (А.М. Прихожан). Исследование показало, что в целом социальная компетентность юных хоккеистов соответствует возрастной норме. Однако результаты оценки самостоятельности, отношения к своим обязанностям и особенно организованности и произвольности оказались выше, чем результаты оценки уверенности в себе, общения и интереса к социальной жизни. Следовательно, образовательное пространство ДЮСШ оказывает неоднозначное влияние на формирование социальной компетентности младших подростков. Необходимы дополнительные меры, направленные на развитие у юных спортсменов социальной активности, способности к общению, уверенности в себе.

Ключевые слова: детско-юношеская спортивная школа, образовательное пространство, социализация, социальная компетентность, младшие подростки.

Литература

  1. Апциаури Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности / Л.Ш. Апциаури // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 1. – С.12–14.
  2. Беккер И.Л. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория / И.Л. Беккер, В.Н. Журавчик // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Общественные науки. – 2009. – № 12 (№ 16). – С. 132–140.
  3. Козлова В.С. Правовые реалии спортивного резерва: ретроспектива и современность / В.С. Козлова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. – № 3. – С. 15–17.
  4. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html
  5. Паршиков А.Т. Спортивная школа как социально-педагогическая система: социальное проектирование: монография / А.Т. Паршиков. – М.: Советский спорт, 2003. – 352 c.