Дифференциация в различных моделях физического воспитания

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей
Тюменский государственный университет, Тюмень

В статье представлены возможности дифференциации обучения в рамках различных моделей физического воспитания.  Автором проанализированы селективная и элективная формы дифференциации. Описаны механизмы, принципы и специфические особенности реализации селективной, селективно-элективной, элективной и элективно-селективной дифференциации в практике физического воспитания.
Выявлены возможности дифференциации обучения в рамках различных моделей физического воспитания: селективная дифференциация чаще всего применяется в традиционной, социально-ориентированной модели, селективно-элективная – в развивающей и оздоровительно-адаптивной, элективная – в личностно ориентированной, а элективно-селективная – в компетентностной или спортивно-рекреативной.

Ключевые слова: модели физического воспитания, дифференциация обучения, селективная и элективная дифференциации, специфические особенности и условия реализации.

Литература

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика,1986. – 240 с.
  2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 90–128.
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя // М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.
  4. Манжелей И.В. Дифференцированное физкультурное образование студентов / И.В. Манжелей // Вестник Тюменского государственного университета. – 2001. – № 1. – С. 228–233.
  5. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: учеб. пособие / И.В. Манжнлей. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. – 185 с.
  6. Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение /  И.М. Осмоловская. – М.: Сентябрь, 2002. – 160 с. – С. 14–20, 53–65.
  7. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский,  А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 321 с.
  8. Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – С. 143–146.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М., 1993. – 24 с.
  10. Сериков В.В. Лично-ориентированное образование / В.В. Сериков // Педагогика.  – 1994. – № 5. – С. 8–10.
  11. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э.Унт. – М.: Педагогика, 1990. – № 2. – 39 с.
  12. Якиманская И.С. Разработка технологии лично-ориентированного обучения / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1994. – № 2. – С. 48–51.