Взаимосвязь мотивационной направленности и смысложизненных ориентаций в системе обучения студентов-спортсменов

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев
Аспирантка Г.И. Гафарова
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Сальков
Кандидат педагогических наук, доцент И.Б. Охрименко
Аспирантка Н.Р. Усаева
Сургутский государственный университет, Сургут

Учебная деятельность студентов, получение высшего профессионального образования детерминированы не только мотивами занятия различными видами спорта, но и личностными смысложизненными ориентациями. Авторы использовали стандартизированные методики с целью выявления взаимосвязи между смысложизненными ориентациями и доминирующими мотивами занятий спортом у студентов-бакалавров разных профилей, обучающихся по направлению «Физическая культура и спорт».
Полученные результаты показали, что у студентов-бакалавров существуют положительные взаимосвязи между мотивами занятий спортом и смысложизненными ориентациями. Выявленная корреляционная связь показывает, что стремление проявить себя выражается в том, что занятия спортом и учебные занятия, а также достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются как личный престиж и зависят от высокого уровня эмоциональных переживаний и социального самоутверждения студента.

Ключевые слова: учебная деятельность, мотивы, мотивационная направленность, смысложизненные ориентации, спортивная деятельность, студенты.

Литература

  1. Климова Т.Е. Методы корреляционного анализа в педагогике: учебно-метод. пособие / Т.Е. Климова. – Магнитогорск: МаГУ, 2000. – С. 96.
  2. Сальков А.В. Использование ситуации достижения в практике обучающихся по направлению «Физическая культура» / А.В. Сальков, В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 2. – С. 90–92.
  3. Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д.А. Леонтьев [Электронный ресурс]. – Режим доступаhttp://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika-...
  4. Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: дис. ... канд. псх. наук / А.В. Шаболтас. – Санкт-Петербург, 1998. – 184 c.
  5. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности: учеб. пособие (гриф УМО) / Б.П. Яковлев. – М.: Советский спорт, 2014. – С. 312.
  6. Яковлев Б.П. Основные структурно-функциональные компоненты мотивационного процесса в спорте / Б.П. Яковлев // Наука в олимпийском спорте. – 2014. – № 2. – С. 56–61.
  7. Яковлев Б.П. Особенности механизма мотивационного процесса в спорте / Б.П. Яковлев //Вестник спортивной науки.– М.: Изд-во «Советский спорт», 2010. – № 3. – С. 15–19.