Сезонные изменения адаптационных возможностей организма школьников, активно занимающихся спортом

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин
Кандидат биологических наук, доцент А.А. Повзун
Доктор педагогических наук, профессор В.Д. Повзун
Кандидат педагогических наук, доцент О.А. Фынтынэ
Сургутский государственный университет, Сургут

Игнорирование возрастных особенностей организма приводит к тому, что «физиологическая стоимость» спортивных успехов на фоне интенсивных ростовых процессов и напряженной учебной деятельности оказывается чрезмерной: функциональные резервы организма снижаются, возникают проблемы со здоровьем, замедляется прирост результативности и как следствие снижается мотивация к занятиям спортом. Происходят утрата оздоровительного эффекта массового детско-юношеского спорта, снижение его роли в формировании здоровой и гармоничной личности, что неизбежно сказывается и на спорте высших достижений.
На основании изучения сезонных изменений характеристик околосуточных ритмов физиологических показателей кровообращения, дыхания, обмена веществ, физической работоспособности у школьников, активно занимающихся спортом, сделана попытка сравнительной оценки сезонного изменения адаптационных возможностей их организма. Для оценки изменения адаптационных возможностей организма, происходящих под влиянием регулярных физических нагрузок, сравнили сезонные изменения циркадианных ритмов основных физиологических показателей у группы практически здоровых школьников 13-14 лет, проживающих в Сургуте и активно занимающихся спортом. Сравнительный анализ показал, что, несмотря на увеличение функциональных возможностей организма, адаптационные возможности спортсменов значительно снижаются, и это необходимо учитывать при организации тренировочного и учебного процессов.

Ключевые слова: школьники, физические и эмоциональные нагрузки, функциональные резервы, адаптационные возможности, развитие десинхроноза.

Литература

  1. Апокин В.В. Изменение структуры биоритмов основных физиологических показателей хорошо и плохо адаптирующихся спортсменов высокой квалификации при перелётах с востока на запад / А.А. Повзун, В.В. Апокин, Н.Р. Усаева // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 12. – С. 83–87.
  2. Апокин В.В. Особенности восприятия времени спортсменами-юниорами Среднего Приобья при широтном перемещении / В.В. Апокин, А.А. Повзун, В.Д. Повзун, О.А. Фынтынэ, Н.Н. Сидорова // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 2. – С. 83–85.
  3. Апокин В.В. Функциональный анализ ритма в оценке адаптационного резерва организма спортсмена / В.В. Апокин, Д.А. Быковских, А.А. Повзун // Теория и практика физ. культуры.– 2015. – № 4. – С. 89.
  4. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский. – М.: Медицина, 1979. – 298 с.
  5. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры. 2000. – 275 с.
  6. Берсенева А.П. Здоровьесбережение учащихся в условиях общеобразовательного учреждения / А.П. Берсенева. – Киев, 1991. – 165 с.
  7. Иорданская Ф.А. Диагностика и дифференцированная коррекция симптомов дезадаптации к нагрузкам современного спорта и комплексная система мер их профилактики / Ф.А Иорданская. М.С. Юдинцева // Теория и практика физ. культуры. – 1999. – № 1. – С. 18–24.
  8. Кириченко В.В. Оптимизация здоровьесберегающего сопровождения учебно-тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе / В.В. Кириченко // Вестник КемГУ. – 2013 – № 3 (55). – Т. 1 – С. 75–79.
  9. Повзун А.А. Сравнительный биоритмологический анализ сезонных изменений адаптационных возможностей организма школьников, активно занимающихся спортом / А.А. Повзун, В.Ю. Лосев, В.В. Апокин, Е.П. Рабченюк // Теория и практика физ. культуры. – 2011 – № 2 – С. 83–85.
  10. Повзун А.А. Сезонные изменения состояния неспецифической адаптоспособности организма спортсменов высокой квалификации / А.А. Повзун, В.В. Апокин, Л.Е. Савиных, О.А. Семёнова // Теория и практика физ. культуры. – 2011 – № 5. – С. 86–88.
  11. Повзун А.А. Оценка изменения состояния неспецифической адаптоспособности спортсменов высокой квалификации по показателям сердечно-сосудистой системы при длительных перелётах / А.А. Повзун, В.В. Апокин, А.А. Пешков // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 9. – С. 87–89.
  12. Повзун А.А. Биоритмологический подход к оценке эффективности оздоровительной работы средствами физической культуры в условиях детского дошкольного учреждения / А.А. Повзун, В.В. Апокин, Н.В. Васильева // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 10. – С. 85–88.
  13. Повзун А.А. Оценка эффективности оздоровительной работы средствами физической культуры по состоянию неспецифической адаптоспособности организма ребёнка в условиях детского дошкольного учреждения / А.А. Повзун, В.В. Апокин, Н.Н. Нерсисян // Теория и практика физ. культуры. – 2012 – № 4. – С. 90–92.