Эмоциональная устойчивость как фактор профилактики астении у спортсменов высокого класса

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор медицинских наук, профессор П.В. Родичкин
Аспирант Ф.Ф. Костов
Ассистентка Г.В. Бузник
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Сохранение спортивной формы – залог успешной соревновательной деятельности, что, в свою очередь, должно являться залогом уверенности в своих силах и хорошего самочувствия спортсмена. Оптимизация эмоциональной устойчивости – актуальная задача для любого вида спорта, как гарантия максимальной продуктивности спортсмена.
Целью исследования было изучение взаимосвязи уровня тревожности, самооценки здоровья и продуктивности деятельности у студентов спортивного факультета.
Можно утверждать, что средний или повышенный уровень ситуативной тревожности по отношению к личностной тревожности в пределах нормы является важным компонентом мобилизации как следствия эмоционального возбуждения, вызванного стрессом.
Для профилактики астенических состояний у спортсменов следует развивать их психоэмоциональную устойчивость, которая подразумевает не только противодействие внутренним или внешним воздействиям, но и умение достигать состояния боевой готовности перед стартом, а также снижение эмоционального возбуждения по окончании соревнований. Как свидетельствуют результаты нашего исследования, респонденты, уровень ситуационной тревожности которых оказался ниже личностной, оценивали свое состояние лучше, чем респонденты с повышенной тревожностью. Для разработки методики профилактики развития астении требуются более детальное рассмотрение проблемы и дальнейшие исследования.

Ключевые слова: тревога, астения, психологическая устойчивость, самочувствие.

Литература

  1. Волков И.П. Практикум по спортивной психологии / И.П. Волков. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
  2. Головина Л.Л. Проблема травматизма в общеобразовательной школе / Л.Л. Головина, Е.В. Романина, Ю.А. Копылов // Матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Рудиковские чтения»: труды участников. – Ростов н/Дон: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. – С. 78–80.
  3. Давиденко Д.Н. Проблема резервов адаптации организма спортсмена / Д.Н. Давиденко // «Ученые записки»: Изд-во Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2005. – Вып. № 18. – С. 15–25.
  4. Костов Ф.Ф.Мотивация достижения успеха и чувство тревоги у бегунов на средние дистанции на этапе углубленной специализации/ Ф.Ф. Костов, П.В. Родичкин // Двигательная активность и здоровье учащейся молодежи: Сб. матер. науч.-практ. конф. «Герценовские чтения» / Под общ. ред. Г.Н. Пономарева, Р.М. Кадырова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – С. 49–52
  5. Маркелов В.В. Пермские симпозиумы «Психический стресс в спорте» / В.В. Маркелов, Б.А. Вяткин // «Спортивный психолог» – М., 2010 – Вып. № 1. – С. 91–96.
  6. Седунова Н.В. Диагностика психических состояний на начальном этапе отбора в волейболе / Н.В. Седунова // «Физическое воспитание студентов»: Изд-во Красноярского государственного университета. – Красноярск, 2002. – Вып. № 8. – С. 30–35.