Влияние регулярных занятий физической культурой на функциональное состояние организма студентов

Фотографии: 

ˑ: 

Доцент С.Ш. Намозова
Доктор педагогических наук, профессор Ш.З. Хуббиев
Кандидат медицинских наук Л.В. Шадрин
Кандидат биологических наук Р.С. Минвалеев
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

«Стресс» как адаптивная реакция направлен на поддержание гомеостаза целостного организма. Занятия физической культурой для студентов – в сущности «искусственно вызванный стресс», стимулирующий адаптационные механизмы организма, а индивидуальные комплексы физических упражнений – «инструмент» повышения адаптационного потенциала данного студента. Цель работы – оценка функционального состояния и влияние на него физической активности с учетом данных ежегодного мониторинга функционального состояния студентов СПбГУ, полученных в результате измерений роста и веса, артериального давления до и после нагрузки (проба Руфье), ЧСС в покое, жизненной емкости легких и задержки дыхания на вдохе (проба Штанге). Статья содержит данные обследованных по средним величинам измеренных показателей систем организма. «Входные» данные по ЧСС у студентов 1-х курсов 2011–2014 гг. поступления отражают тенденцию к стремлению к тахикардиальному пределу в 80-90 уд/мин, что говорит о снижении адаптационного потенциала их организма. Итак, первичная обработка результатов 4-годичного мониторинга функционального состояния студентов выявила высокие показатели ЧСС – 80–86 уд/мин у значительного их числа, что характеризует уровень напряжения как «неудовлетворительную адаптацию». По результатам анализа данных ежегодного мониторинга отмечена зависимость показателей функционального состояния студентов от объема их физической активности в период обучения в университете. Глубокий анализ и обобщение полученных данных, а также проведение дальнейших исследований в этом направлении позволят в перспективе разработать и обосновать алгоритмы (технологии) персонализированных оздоровительных тренировок, в основе которых лежит воздействие на организм средств физической культуры.

Ключевые слова: адаптация, стресс, функциональное состояние, физическая активность, мониторинг, оздоровительные технологии.

Литература

  1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А. Аршавский. – М., 1982. – С. 80.
  2. Душков Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. – Екатеринбург: Изд.-во «Деловая книга», 2005.
  3. Миронова С.П. Педагогический мониторинг как условие повышения эффективности управления процессом физического воспитания студентов: дис. ... канд. пед. наук / С.П. Миронова. – Екатеринбург, 2004. – 219 c.
  4. Намозова С.Ш.  Контроль за состоянием здоровья студентов СПбГУ посредством обязательного медицинского осмотра и мониторинга функционального состояния организма / С.Ш. Намозова, Л.В. Шадрин // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития» / под ред. Ш.З. Хуббиева, О.В. Ошиной, Р.С. Минвалеева, С.Ш. Намозовой. – СПб., 2014. – С. 164–170.
  5. Поляков С.Д. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: метод. пособие / С.Д. Поляков, С.В. Хрущев, И.Т. Корнеева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 96 с.
  6. Солодков А.С. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная: учебник для высших учебных заведений физической культуры. Изд. 4-е. / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Советский спорт, 2010. – 619 с.