Акмеологические особенности студенческого периода профессионального становления будущего специалиста сферы физической культуры и спорта

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.С. Пономарева
Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск

Исследование специфики профессионального пути специалиста по физической культуре и спорту позволит повысить качество подготовки в высших учебных заведениях. Период студенчества – это один из этапов профессионального становления, ведь именно сформированнные в стенах вуза компетенции позволяют будущему специалисту строить карьеру. Е.А. Климов выделяет 10 стадий профессионального развития, где отмечается, что пятая стадия «адепта» – это этап обучения профессии, то есть студенческий период [2].
В статье рассматриваются акмеологические особенности студенческого периода на примере студентов профиля «спортивная тренировка» Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Акмеология – наука, которая возникла на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических областей научного знания, она целеустремленно и последовательно выявляет феноменологию, закономерности и механизмы становления человека на ступенях ранней, средней и поздней взрослости как индивида (сложнейшего живого организма), как личности (в этом случае прежде всего имеются в виду усвоенные человеком отношения к разным сторонам действительности) и как субъекта деятельности (главным образом как профессионала) [1]. Одной из задач акмеологии считается изучение вопроса овладения человеком профессией. Для данной науки представляет интерес выяснение предпосылок при прохождении человеком своего жизненного пути, которые оказывают влияние на его формирование в будущем в профессионала высокого класса.
Исследование позволило выявить акмеологические особенности студентов-спортсменов: мотивационные факторы выбора профессии, возможности и ожидаемые от будущей профессиональной деятельности результаты, основные акмеологические этапы студенческого периода профессионального развития и т.д.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, акмеологические особенности, студенческий период, профессиональное развитие.

Литература

  1. Деркач А.А. Акмеология / А.А. Деркач. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 688 с.
  2. Климов Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
  3. Хозяинов Г.И. Акмеология физической культуры и спорта / Г.И. Хозяинов, Н.В. Кузьмина, Л.Е. Варфоломеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 208 с.