Формирование научно-педагогической компетентности у педагогических кадров в области физической культуры и спорта на основе актуализации научной деятельности студентов (из опыта работы Мордовского пединститута)

Фотографии: 

ˑ: 

Проректор по научной работе МордГПИ, доктор педагогических наук, профессор Т.И. Шукшина
Начальник Управления научной и инновационной деятельности
П.В. Замкин
Заведующий сектором научно-исследовательской работы
В.В. Мирошкин
Кандидат педагогических наук, доцент Л.Г. Паршина
Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

Сегодня в высшей школе России наблюдается возрастание роли исследовательского, научно-творческого компонента при подготовке педагогических кадров в области физической культуры и спорта. Это обусловлено, во-первых, тем, что федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предполагают достаточно высокий уровень методологической культуры выпускника, овладение им проектным и исследовательским мышлением и способами деятельности. Во-вторых, дефицитом квалифицированных кадров в области физической культуры, способных инновационно решать проблемы сохранения здоровья и физического совершенствования подрастающего поколения. В этих условиях возрастает роль студенческой научно-исследовательской работы как одного из основных компонентов современной системы подготовки инновационных кадров для физической культуры и спорта.
В статье на примере Мордовского пединститута рассмотрены направления активизации научно-исследовательской работы студентов как механизма формирования научно-исследовательской компетентности у педагогических кадров в области физической культуры и спорта. Как показывает опыт вуза, существует устойчивая взаимосвязь между эффективностью научно-исследовательской деятельности студента и уровнем сформированности его исследователь­ской компетенции. Поэтому с целью активизации формирования научно-исследовательской компетентности при подготовке педагогических кадров в области физической культуры и спорта целесообразно реализовывать комплекс мероприятий в рамках предложенных в статье направлений. Их целенаправленное осуществление открыло МордГПИ новые возможности для качественной подготовки будущих учителей физической культуры и тренеров.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, научно-исследовательская компетентность, подготовка педагогических кадров в области физической культуры и спорта, Мордовский пединститут.

Литература

  1. Кадакин В.В. Инновационные процессы в высшем образовании (из опыта работы Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева) / В.В. Кадакин // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 2 (10). – С. 9–12.
  2. Кадакин В.В. Мордовский государственный педагогический институт – флагман развития физической культуры и спорта в регионе / В.В. Кадакин // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 8. – С. 3–5.
  3. Мирошкин В.В. По страницам летописи факультета физической культуры Мордовского пединститута / В.В. Мирошкин, А.В. Кокурин // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 8. – С. 6–8.
  4. Шукшина Т.И. Развитие системы научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе / Т.И. Шукшина, П.В. Замкин // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 2 (10). – С. 13–18.
  5. Шукшина Т.И. Развитие системы научно-исследовательской и проектной деятельности студентов в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования / Т.И. Шукшина, П.В. Замкин, И.И. Парватова // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 4 (16). – С. 84–89.
  6. Шукшина Т.И. Через научные исследования – к спортивным победам: из опыта научно-исследовательской работы факультета физической культуры Мордовского пединститута / Т. И. Шукшина, П. В. Замкин, В. В. Мирошкин // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 8. – С. 9–11.