Динамика творческого потенциала выпускников спортивного факультета

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Д. Повзун
Кандидат педагогических наук, доцент О.А. Фынтынэ
Кандидат биологических наук, доцент А.А. Повзун
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин
Сургутский государственный университет, Сургут

На основе анализа самооценки ценностных ориентаций студентов выпускных курсов факультета физической культуры Сургутского государственного университета оценена динамика развития творческого потенциала. Полученный результат позволяет по-новому подойти к поиску путей совершенствования образовательной среды университета для обеспечения условий творческой самореализации студентов, организации целенаправленной работы не только по развитию, но и по перестройке творческого потенциала, его адаптации к вызовам современного общества и как следствие – снятию напряжения между ним и личностью. Мы воспользовались одним из наиболее доступных и адекватных методов анализа становления личности – методу самооценки, а в качестве критерия представления студентов об уровне их творческих возможностей использовали тест оценки творческого потенциала личности Шарова. На основании набранного в ходе анкетирования каждым студентом числа баллов и был определён уровень самооценки студентами своих творческих возможностей и построены профили творческого потенциала для каждого курса. Кроме того, методика позволила выявить приоритетность качеств личности, отражающих уровень развития творческого потенциала спортсменов, и индивидуально, по наивысшему уровню развития соответствующего качества, определить творческий тип личности.

Ключевые слова: творческий потенциал, самооценка, образовательная среда.

Литература

  1. Апокин В.В. Гуманитарная среда ВУЗа как условие ценностного самоопределения студентов / В.В. Апокин, А.А. Повзун, В.Д. Повзун // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 4. – С. 92.
  2. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта / А.В. Брушлинский. – М.: ИП РАН, 1994. – 346 с.
  3. Повзун В.Д. Ценностное самоопределение личности в университетском образовании: дис. … докт. пед. наук / В.Д. Повзун. – Сургут, 2005. – 387 с.
  4. Повзун В.Д. Возможности образовательной среды университета в развитии творческого потенциала студентов спортивного факультета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 1. – С. 94–95.
  5. Повзун В.Д. Сравнительный анализ и пути развития творческого потенциала студентов в условиях образовательной среды университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. – 2013 – № 7 – С. 85–88.
  6. Повзун В.Д. Психологические характеристики творческого потенциала студента и их изменения в образовательном пространстве университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин, Н.Л. Иванова // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 9. – С. 83–86.
  7. Повзун В.Д. Сравнительный анализ гендерных особенностей изменения творческого потенциала студентов спортивного факультета в условиях образовательной среды университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин, О.В. Булгакова // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 6. – С. 83–86.
  8. Повзун В.Д. Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации интерактивной модели университетского образования / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин, Н.Н. Сидорова // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 1.
  9. Шаров А.С. Рефлексия в развитии личности / А.С. Шаров // Матер. конф. «Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации». – Новосибирск, 1995. – С. 224–225.
  10. Шаров А.С. Система ценностных ориентациий, как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: дис. ... докт. псх. наук / А.С. Шаров. – Новосибирск, 2000. – 383 с.