Музыкально-двигательное направление физического воспитания детей дошкольного возраста

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Н.А. Фомина
Доктор педагогических наук, доцент С.Ю. Максимова
Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Современная модернизация дошкольного образования, введение в 2013 г/ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОСДО) требуют новых, более интегрированных подходов к физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ученые представляют музыкально-двигательное направление физического воспитания дошкольников, в том числе детей с задержкой психического развития (ЗПР) и логопедическими нарушениями. На основе анализа двигательной и музыкальной деятельности определяют их взаимосвязь и возможность интеграции, дают характеристику и определение понятия и сущности музыкально-двигательной деятельности в контексте физического воспитания дошкольников. В ходе продолжительной экспериментальной работы авторами сформирована системная модель физического воспитания на основе сюжетно-ролевой ритмической гимнастики, в том числе для детей с ЗПР и логопедическими нарушениями, а также система адаптивного физического воспитания дошкольников с ЗПР на основе музыкально-двигательной деятельности. Эффективность музыкально-двигательной деятельности объясняется возможностью полисенсорного воздействия ее составляющих (музыки и движения) на организм и личность ребенка дошкольного возраста. Выделяется как обязательная игровая составляющая музыкально-двигательной деятельности, которая обеспечивается литературно-сюжетной линией занятий, созданием телесных музыкально-художественных образов героев детских произведений (сказок). В ходе обсуждения результатов исследования представлены данные педагогических экспериментов по внедрению разработанных моделей в образовательный процесс дошкольных учреждений. Эффективность авторских разработок подтверждается значительным ростом двигательных качеств и психических, в том числе познавательных, процессов дошкольников экспериментальных групп в сравнении с контрольными, а также результатами коррекции имеющихся отставаний в психическом и речевом развитии дошкольников с ЗПР и логопедическими нарушениями.

Ключевые слова: дошкольники, физическое воспитание, адаптивное физическое воспитание, музыкально-двигательная деятельность, сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика, интеграция двигательной и познавательной деятельности.

Литература

  1. Максимова С.Ю. Система адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе музыкально-двигательной деятельности: дис. ... докт. пед. наук / С.Ю. Максимова. – Волгоград, 2014. – 455 с.
  2. Максимова С.Ю. Значение музыкально-двигательной деятельности для психофизического развития дошкольников с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова, Н.А. Фомина // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 7(101). – С. 83–88.
  3. Фомина Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как компонент комплексной программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» / Н.А. Фомина, С. Ю. Максимова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка». – 2010. – № 4. – С. 15–20.