Профессионально-прикладная физическая подготовка лиц для деятельности в условиях длительных стрессовых воздействий

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Шилько
Доктор психологических наук, профессор Э.В. Галажинский
Кандидат психологических наук Д.Ю. Баланев
Доктор медицинских наук Т.А. Шилько
Е.С. Потовская
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Авторы статьи предлагают специальную методику воспитания физических качеств, необходимых для поддержания работоспособности лиц в условиях стрессовых нагрузок. Методика разработана на основе анализа содержания ППФП курсантов вузов пожарно-технического профиля, военных летчиков, летчиков гражданской авиации, курсантов высших военных учебных заведений и изучения опыта учебно-тренировочной деятельности спортсменов, занимающихся стрельбой из лука, боевых видов оружия, игровыми видами спорта, настольным теннисом и т.д.
Для участия в поисковом эксперименте были определены 7 учебных групп специализаций баскетбол, волейбол, футбол, плавание, карате, бодибилдинг и ОФП.
В контрольных группах учебно-тренировочный процесс осуществлялся по традиционным программам. В содержание занятий экспериментальных групп наряду с традиционной составляющей была включена разработанная методика.
В статье представлены результаты тестирования исходных уровней физической подготовленности и работоспособности участников поискового эксперимента, которые в целом отражают определенные закономерности в развитии специальных физических качеств, характерных для конкретного вида физкультурно-спортивной деятельности.
В настоящее время поисковый эксперимент продолжается, и окончательный выбор вида физкультурно-спортивной деятельности, который в большей степени соответствует требованиям, предъявляемым к физической подготовленности лиц, профессиональная деятельность которых связана со стрессовыми ситуациями, будет сделан лишь после повторного тестирования в соответствии с организационно-техническим планом исследования.
На основании анализа результатов поискового эксперимента будет скорректирована содержания экспериментальной программы занятий и исследования будут продолжены.

Ключевые слова: психофизическая подготовка к профессиональной деятельности, стрессовые нагрузки, физическая подготовленность, физическая работоспособность, физические качества, двигательные умения и навыки.

Литература

  1. Динаев Б.М. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах пожарно-технического профиля: автореф. дис. … канд. пед. наук / /Б.М. Динаев. – Шуя, 2009. – 23 с.
  2. Пенно А.Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих военных летчиков к аварийным ситуациям / А.Ф. Пенно // Новые технологии. – 2011. – № 3. – С. 219–222.
  3. Попов А.Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов высших военных учебных заведений на основе моделирования условий боевой деятельности: дис. … канд. пед. наук / А.Г. Попов. – Нижний Новгород, 2009. – 151 с.
  4. Тарасова Л.В. Комплексная оценка общей и специальной подготовленности высококвалифицированных стрелков из лука / Л.В. Тарасова // Теория и практика физ. культуры. – 2006. – № 3. – С. 32–36.
  5. Финогенко Е.И. Адаптационные ресурсы представителей летной профессии / Е.И. Финогенко // Вестник ИрГТУ. – 2014. – № 6 (89). – С. 299–303.
  6. Шилько В.Г. Физическое воспитание рабочих-нефтяников при вахтовых условиях труда в Западной Сибири: автореф. дис … канд. пед. наук / В.Г. Шилько. – Малаховка,1988. – 22 с.