Внедрение комплексной методики обучения плаванию студентов с различными заболеваниями

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор медицинских наук, доцент Е.Ю. Дьякова
А.А. Миронов
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Целью настоящего исследования стала разработка комплексной методики обучения плаванию студентов с различными заболеваниями. В основе разработанной методики – использование полезных свойств воды, индивидуальный подход и строгое дозирование нагрузки в зависимости от особенностей протекания того или иного заболевания.
Для оценки эффективности данной методики были применены аппаратные методики тестирования систем организма занимающихся в группах ЛФК. Достоверные различия наблюдались в следующих показателях: со стороны функционального состояния сердечно-сосудистой системы – математическое ожидание, максимальное значение RR, (МВ1+МВ2)/БВ, СКО; со стороны дыхательной системы и функции координации достоверных различий не наблюдалось; со стороны мышечной системы – коэффициент выносливости левой руки.
Анализ данных показал, что в экспериментальной группе у студентов наблюдается тенденция к улучшению функционального состояния организма и повышение его адаптационных возможностей, что позволит им эффективнее справляться со стрессовыми ситуациями, физическими и эмоциональными нагрузками.

Ключевые слова: лечебная физическая культура, комплексная методика обучения плаванию, показатели функционального состояния организма, адаптация.

Литература

  1. Аикина Л.И. Использование плавания в системе лечебно-профилактических учреждений / Л.И. Аикина. – Омск: ОГИФК, 2004. – 35 с.
  2. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем / Р.М. Баевский // Вестник аритмологии. – СПб., 2001. – № 24. – С. 65–87.
  3. Бажуков С.М. Здоровье детей – общая забота / С.М. Бажуков. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 127 с.
  4. Березный Е.А. Практическая кардиоритмография / Е.А. Березный. – СПб.: ООО «Компания НЕО», 2008. – 93 с.
  5. Гланц С. Медико-биологическая статистика / С. Гланц. – М.: Практика, 1999. – 325 с.
  6. Давлетьярова К.В. Физиологические основы развития координации и равновесия у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата / К.В. Давлетьярова, Л.В. Капилевич // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 8. – С. 23–26.
  7. Дедков Ю.Л. Теория и практика физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем / Ю.Л. Дедков, В.А. Платонова, Е.В. Зефирова. – СПб.: СПбГУИТМО, 2008. – 98 с.
  8. Зайцев В.П. Вопросы психической реабилитации больных инфарктом миокарда: автореф. дис. ... докт. мед. наук / В.П. Зайцев. – М., 1975. – 25 с.
  9. Кабачкова А.В. Реакция регионарного кровотока нижних конечностей на степ-эргометрическую нагрузку у спортсменов / А.В. Кабачкова, Ю.С. Фролова, Л.В. Капилевич // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 10. – С. 56–58.
  10. Медведев Б.А. Сколиоз и остеохондроз: профилактика и лечение / Б.А. Медведев. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 192 с.
  11. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения / В.М. Михайлов. – Иваново: ООО «Компания НЕО», 2000. – 35 с.
  12. Садыков Р.И. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам в высшей школе [Электронный ресурс]: Южно-Уральский государственный университет. URL:http://conf-v.narod.ru/s2d53.htm (дата обращения 15.12.2014)
  13. Теория и методика обучения плаванию студентов высших учебных заведений: учебно-метод. пособие / М.Г. Непочатых, В.А. Богданова, К.С. Лабзо и др. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.