Технология адаптивного шахматного обучения детей-инвалидов

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова
Доктор медицинских наук, профессор С.В. Шмелева
Доктор педагогических наук, профессор А.С. Махов
Российский государственный социальный университет, Москва

Цель работы – проектирование и апробация информационно-коммуникационной технологии (ИКТ), применяемой в обучении игре в шахматы детей-инвалидов, построенной на использовании компьютерных шахматных программ, шахматных ресурсов интернета и учебно-методического комплекса «Шахматный факультатив в школе», и ее внедрение в учебный процесс. Рассматривается концепция применения инфокоммуникационной технологии в шахматах, сформулированы принципы инфокоммуникационных, стандартных и комплексных методик обучения шахматам. Даны классификация и характеристика основных программных и инфокоммуникационных дидактических средств обучения в шахматах, таких как информационно-поисковые системы, учебно-методические комплексы, шахматные обучающие и игровые компьютерные программы, электронные учебники и шахматные интернет-порталы. Проанализированы и структурированы три формы адаптивного обучения: стандартная, дистанционная и комплексная. Контингент испытуемых – 1157 детей-инвалидов. Эмпирическую базу апробации технологии составили результаты основных педагогических исследований по внедрению технологии адаптивного шахматного обучения на интернет-портале «Шахматная планета», в комплексных центрах социального обслуживания районов «Алексеевский» и «Южнопортовый» г. Москвы, а также при обучении студентов Российского государственного социального университета (РГСУ) на кафедре физического воспитания и оздоровительных технологий в реальных условиях учебного процесса. В результате проведения экспериментов были теоретически обоснованы азы адаптивного шахматного обучения, данная технология была апробирована и успешно внедрена в процессе обучении в РГСУ. Даны практические рекомендации по теоретическим и практическим аспектам адаптивного шахматного обучения детей с ограниченными физическими возможностями. Представленная технология адаптивного шахматного обучения ввиду ее полезности и значимости может быть использована в качестве государственной социальной программы реабилитации и социализации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, обучение, дети-инвалиды, реабилитация, шахматы.

Литература

  1. Антонов А.А. Факторная структура требований лиц с нарушением слуха к организации занятий по ринк-бенди (мини-хоккею с мячом) / А.А. Антонов, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 5. – С. 27–31.
  2. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) / С.П. Евсеев // Теория и практика физ. культуры. – 1998. – № 1. – С. 2–7.
  3. Корнева М.А. Особенности мотивации спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к участию в тренировочном процессе по русскому жиму / М.А. Корнева, А.С. Махов, О.Н. Степанова // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 6. – С. 47–51.
  4. Костьев А.Н. Актуализация интеллектуального потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами шахмат / А.Н. Костьев, И.В. Михайлова // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 12. – С. 62–64.
  5. Макина Л.Р. Анализ мотивации и самооценки личности легкоатлетов с нарушением зрения / Л.Р. Макина // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 1 (49). – C. 38–39.
  6. Михайлова И.В. Социально-педагогические аспекты инфокоммуникативной технологии дистанционного обучения основам адаптивного шахматного спорта / И.В. Михайлова // Уч. зап. Рос. гос. соц. ун-та. – 2009. – № 10. – С. 123–130.
  7. Михайлова И.В. Стратегия чемпионов. Мышление схемами: монография / И.В. Михайлова. – М.: «RUSSIAN CHESS HOUSE», 2008. – 272 с.
  8. Морозова Е.В. Принятие инвалидности: детерминанты преодоления социальной фрустрации / Е.В. Морозова, С.В. Шмелева, Е.А. Сорокоумова, В.Б. Никишина, Л.В. Абдалина. – 2015. – Global Journal of Health Science. – № 3. – С. 73–77.
  9. Осокина Е.А. Система занятий фитнесом с глухими женщин молодого возраста (25–35 лет) / Е.А. Осокина, О.Н. Степанова // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 1 (83) – С. 138–143.
  10. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы. 2-е изд. / Н.Ф. Талызина. – М.: МГУ, 1984. – 344 с.
  11. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В. 2 т. Т. 2: Содержание методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / Под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 448 с.