Особенности двигательных качеств студентов Прибайкалья с учетом типов их конституции

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор медицинских наук, профессор М.М. Колокольцев
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, Иркутск

Проведено соматотипологическое обследование и дана характеристика основных двигательных качеств 1286 юношей – студентов Иркутского государственного технического университета. Из схем соматотипирования использована методика Б.А Никитюка, А.И. Козлова (1990). Установлено, что студенты различных конституциональных типов телосложения имеют типоспецифические особенности биомеханики физических упражнений – свои ведущие двигательные способности и качества, для развития которых необходимы специфические наборы упражнений и методов, свои двигательные режимы в учебной программе вуза и самостоятельных оздоровительных занятиях физической культурой. В большинстве случаев студенты мезоморфного и брахиморфного типов телосложения имеют преимущество перед своими сверстниками других соматотипов, особенно в уровнях развития общей выносливости, силовых, скоростно-силовых способностей и гибкости. Юноши долихоморфного типа телосложения показывают заметно более высокие результаты в скоростных и координационных видах испытания (тесты «Челночный бег 10х5» и «Бег на 100 м»). Результаты проведенного исследования указывают на необходимость учета соматотипологических особенностей организма студентов для использования дифференцированной физической подготовки студентов на учебных и самостоятельных занятиях физической культурой.

Ключевые слова: студенты, тип конституции, двигательные качества, физическая культура.

Литература

  1. Агаджанян Н.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – Ставрополь: изд-во СГУ, 2000. – 204 с.
  2. Бальсевич В.К. Непрерывное физкультурное образование / В.К. Бальсевич, Т.И. Попов, Н.И. Санникова // Теория и практика физ. культуры – 2004. – № 12. – С. 10–13.
  3. Бальсевич В.К. Новые технологии формирования физической культуры школьника / В.К. Бальсевич, Л.И Лубышева // Проблемы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательных школ: сб. науч. работ междунар. семинара. – М., 1993. – С. 42–50.
  4. Колокольцев М.М. Двигательные возможности студенток технического вуза с различными типами телосложения / М.М. Колокольцев, Е.А. Койпышева // Вестник ИрГТУ. – 2014. – № 1 (84). – С. 210–215.
  5. Лубышева Л.И. Технология и реализация инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне / Л.И. Лубышева // Воспитание, образование, тренировка – 2002. – № 3. – С. 2–6
  6. Никитюк Б.А. Новая техника соматотипирования / Б.А. Никитюк, А.И.Козлов // Новости спортивной и медицинской антропологии / ред. Б.А. Никитюк. – М.: Спортинформ, 1990. – Вып. 3. – С. 121–141.
  7. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О.Ю. Реброва. – М.: Медиа Сфера, 2002. – 305 с.
  8. Савченков М.Ф. Здоровье населения и окружающая среда / М.Ф. Савченков // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). – 2010. – № 3. – С. 124–127.
  9. Тяпин А.Н. Физкультурный паспорт / А.Н. Тяпин, Ю.П. Пузырь, Л.А.Захаров [и др.] // Метод. руководство по тест-программе. – М., 1998. – 25 с.