«Самочувствие–активность–настроение» студентов-первокурсников при посещении занятий по физическому воспитанию

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат биологических наук А.В. Кабачкова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Установлено, что психоэмоциональное состояние (самочувствие, активность, настроение) студентов-первокурсников при посещении занятий по физическому воспитанию в течение учебного семестра соответствует благоприятному. Результаты опросника САН по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение» на всех этапах измерения до и после занятий (на первой неделе занятий, в конце сентября, в конце октября, в конце ноября) превышают 4 балла. При этом статистически значимый прирост (р≤0,05) отмечен по показателям «Самочувствие» и «Активность» к концу семестра на 1 и 1,1 балла, соответственно. «Настроение» после занятий по физической культурена всех этапах измерения статистически значимо улучшается (р≤0,05) на 0,4-0,5-0,6-1,1 балла (на первой неделе занятий, в конце сентября, в конце октября, в конце ноября соответственно). При субъективной оценке своего настроения после занятий физической культурой по пятибалльной шкале студенты-первокурсники характеризуют его как отличное и хорошее (5 и 4 балла соответственно), только 24 % (108/467) отметили уровень усталости выше среднего, а 2 % (9/467) – снижение работоспособности.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, вуз, психоэмоциональное состояние, самочувствие, активность, настроение.

Литература

  1. Ашкинази С.М. Физическая культура и здоровье студентов вузов: анализ, опыт и приоритеты / С.М. Ашкинази, И.В.Соколова // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 5. – С. 104.
  2. Бородина М.С. Применение средств физической культуры в процессе регулирования работоспособности студентов в период адаптации к обучению в вузе / М.С. Бородина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2008. – Т. 14. – № 3. – С. 266–268.
  3. Быков В.С. Эффективность использования физкультурно-оздоровительной деятельности при адаптации студентов к условиям образования в высшей школе / В.С. Быков, Д.В. Викторов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2011. № 3 (220). С. 44-48.
  4. Гура Э.И. Стойкость к стрессам в процессе адаптации студентов высших учебных заведений физической культуры и спорта / Э.Н. Гура // Слобожанський науково-спортивний вісник. – 2012. – № 3 (31). – С. 144–148.
  5. Дижонова Л.Б. Адаптация студентов первого курса к условиям обучения в вузе средствами физической культуры / Л.Б. Дижонова [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 9. – С. 127–128.
  6. Доскин В.А. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников, В.Б. Шарай // Вопросы психологии. – 1973. – № 6. – С. 141–145.
  7. Кабачкова А.В. Исследование индивидуальной адаптации студентов к учебной и физкультурной деятельности: автореф. дис. … канд. биол. наук / А.В. Кабачков. – Томск, 2009. – 25 с.
  8. Капилевич Л.В. Особенности адаптации студентов к учебной деятельности при занятиях парным коллективным танцем / Л.В. Капилевич, Е.Н. Якунина // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 6. – С. 34–38.
  9. Корнилова В.Н. Адаптация студентов-первокурсников к обучению в вузе через средства физической культуры и спорта / В.Н. Корнилова, Л.А. Прокопенко // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1. – С. 50–51.
  10. Соболева Т.С. Нарушения психического здоровья студентов и их восстановление средствами физической культуры / Т.С. Соболева [и др.] // Культура физическая и здоровье. – 2008. – № 4. – С. 77–78.